Форпост Православия на Ближнем Востоке

Город Триполи, где я родился, находится на севере Ливана, небольшого арабского государства на восточном побережье Средиземного моря. Название этого города переводится с греческого языка как «три города». Когда-то в древности, три города — Тир, Сидон и Арад, объединились в военно-торговый союз и построили новую столицу город Триполи. Кстати, к моему Триполи часто добавляют слово «восточный», поскольку в Северной Африке есть тоже город Триполи, «западный», столица арабского государства Ливии.

В Триполи мой дом, много родственников и друзей и моя работа в качестве Почетного консула Российской Федерации. Поэтому один-два раза в неделю я бываю в этом городе, принимаю посетителей и гостей. Родная земля дает мне силы и подпитывает энергией, чтобы выполнять многочисленные обязанности, которых у меня действительно сверх меры — и по бизнесу и по общественной работе.

Шоссе на север Ливана идет вдоль побережья, минуя исторические города Жбейль (Библос) и Батрун. Сразу за туннелем перед городом Шекка на высокой горе находится православный монастырь Нурия или монастырь Богоматери–Светоподательницы. Здесь когда-то находился маяк и отсюда происходит это название.

Монастырь Нурия известен еще и тем, что в 1943 году митрополит гор Ливанских Илья Карам молился в этом монастыре за победу Советского Союза над фашистской Германией, вероломно напавшей на Советский Союз в 1941 году. И случилось ему видение Богоматери, которая просила митрополита сообщить Иосифу Сталину, руководителю Советского Союза и Коммунистической партии, кстати, учившегося в молодости в православной духовной семинарии, о том, что победа над фашистской Германией будет обеспечена, если он, Сталин, выпустит из тюрем священников и откроет храмы, а также отправит на Сталинградский фронт Казанскую икону Божьей матери. Илья Карам написал письмо Сталину, последний выпустил священников и открыл храмы, а Казанская икона Божьей Матери были отправлена самолетом в осажденный Сталинград. Послушался Сталин ливанского митрополита или какие-либо другие причины побудили его изменить свое отношение к Русской Православной Церкви точно неизвестно, но эта история послужила основой для нескольких телефильмов, книг и публицистических статей. Илья Карам в декабре 1947 года посетил Москву и Ленинград, был обласкан руководством СССР и щедро одарен церковными орденами, многочисленными иконами и церковной утварью.

Сразу за г. Шекка на берегу моря находится небольшой православный монастырь, где настоятельница матушка Екатерина рассказала мне о том, что в Первую мировую войну засевшие в монастыре турецкие солдаты обстреляли показавшееся на горизонте судно. Им оказался русский военный корабль, открывший ответный огонь из пушек. Монастырь был разрушен и простоял в развалинах несколько десятков лет. В начале 90-х годов прошлого века церковь, несколько зданий монастыря и небольшие водоемы для выпарки соли из морской воды были восстановлены, расписана церковь художниками из Русской Православной Церкви За границей, а ярославский город Углич подарил в 1997 году монастырю колокол, звон которого разносится окрест каждое воскресенье. Содействие в получении этого ценного дара оказал проф. Олег Пересыпкин, бывший в то время послом Российской Федерации в Ливане. Сейчас в монастыре работают детский сад и начальная школа для детей с задержкой в физическом и умственном развитии. Мне известно несколько семей, которые привозят детей рано утром из г. Триполи из окрестных деревень и забирают вечером. Матушка Екатерина очень гордится выпавшей на нее долей обихаживать этих несчастных детей, полагая, что это христианское послушание скорее от Бога, чем от людей.

Если позволяет время, то сразу после монастыря я сворачиваю вправо и поднимаюсь на крутую гору, плоская макушка которой покрыта рощей гигантских зонтиков средиземноморских сосен. Еще несколько минут, и я останавливаюсь перед массивными воротами монастыря Баламанд, основанного Клервоским католическим монашеским орденом. Этот орден был создан в 1098 году во французском монастыре Цистериум близ Дижона. В XII веке он был реорганизован аббатом св. Бернаром и его послушники стали называться бернардинцами. Наибольшего влияния орден достиг в XII–XIII веках: только в Европе по моим сведениям он имел 700 мужских и женских монастырей.

По своему монашескому уставу бернардинцам запрещалось выезжать в Палестину в паломнические поездки по святым местам христианства, поскольку там даже в условиях господства крестоносцев не было условий для религиозной жизни. Король созданного крестоносцами Иерусалимского королевства Бодуэн предложил построить монастырь близ Иерусалима, однако св. Бернар отказался от этого проекта.

Неудача Второго крестового похода в Палестину побудила престарелого аббата Клервоского смягчить свою позицию, о чем свидетельствуют его письма к римскому папе Евгению III в 1149 году и 1152 году опубликованные в материалах Баламандского монастыря. Через пять лет 11 мая 1157 года был принят Акт о создании мужского монастыря Св. Девы Марии Бельмонской, что стало официальной датой его основания. Название монастыря писалось и произносилось по-разному — Бомон, Биамон, Валмонт, Бельмент, что, в общем, обозначает одно — «Красивая гора».

Главным зданием в монастыре Баламанд естественно является церковь, ориентированная на северо-восток. Вход в церковь сделан в середине здания. Тем самым здание делится на две равные половины. По традиции в первой половине ближе к алтарю молились монахи, входившие через специальный вход рядом с алтарем, а в остальной части прихожане. Церковь довольно велика и могла бы вместить 250–300 человек, что говорит о многочисленной монашеской братии и христианской общины.

Монастырская колокольня поднимается над зданием церкви всего на 5–6 метров. Небольшой колокол виден с четырех сторон и приводится в движение длинной веревкой, сброшенной во внутренний двор монастыря. Эта колокольня похожа на небольшой маяк, чем на звонницу знаменитого монастыря, и этому есть свое объяснение. Сооружение колокольни церквей, расположенных в прибрежных районах, было обязательным и только из камня, поскольку сильные ветра на побережье могли повредить эти сооружения. Как я полагаю, небольшая колокольня монастыря Баламанд, расположенного по прямой линии примерно в 5 км от побережья, служила еще и маяком для средневековых мореплавателей.

В центральном дворике монастыря устроен колодец и растет красивый большой кипарис. В колодце есть вода. Об этом свидетельствует небольшой насос и тянущийся от него шланг в монастырский сад. Справа от главного входа, запираемого тяжелыми деревянными воротами с большими коваными гвоздями, пологий спуск ведет в центральный дворик. Здесь находится продолговатое здание, которое археологи считают монастырской трапезной, превращенной в конюшню. Сложная политическая ситуация, по-видимому, вынудила монахов пойти на превращение трапезной в конюшню. Сейчас эта конюшня с низким сводчатым потолком превращена в концертный зал, где в центре на небольшом возвышении стоит дорогой рояль. Мои друзья и я лично можем утверждать, что этот зал имеет хорошую акустику, объясняемую скорее всего, местным золотистым известняком, которым выложены стены, пол и потолок.

Имя Баламанд носит не только знаменитый монастырь, но и общеобразовательный православный университет. Восстановление монастыря и создание университета все ливанцы связывают с именем нынешнего православного Патриарха Антиохийской Церкви Игнатия IV Хазима, избранного на престол 8 июля 1979 года. По церковному протоколу Игнатий IV занимает третье место после патриархов Константинопольского и Александрийского, а его полный титул звучит следующим образом — Его Блаженство Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока. Город Антиохия сегодня находится на территории Турции и зовется Антакия, а резиденция Антиохийских патриархов с XIV века находится в сирийской столице Дамаске. Киликия — область на юге Турции, где в прошлом проживало много христиан, а Иверия — это древнее название нынешней Грузии. В 457 году грузинская Церковь стала независимойот матери — Церкви Антиохийской, но в титуле Антиохийского патриарха сохранилось название Иверии.

Отношения Русской Православной Церкви и Антиохийской Церкви отличаются особой теплотой и доверительностью. И это не случайно. Половина святых, которых почитает Русская Православная Церковь, являются богословами Антиохийской Церкви: например, Св. Георгий-Победоносец, ставший в России символом воинской доблести, совершил свой подвиг в окрестностях ливанской столицы Бейрут, то есть на канонической территории Антиохийской Церкви. Таинство крещения на Руси при Великом князе Владимире было осуществлено с помощью греческих священников, а первым киевским митрополитом стал Михаил Сирин, то есть «сириец», ученик Антиохийского Патриарха Иоанна. Михаил Сирин прибыл в Киев с шестью епископами и впоследствии крестил жителей Новгорода и Ростова Великого, что на Ярославской земле. Более того, по просьбе русского Царя Федора Антиохийский Патриарх Иоаким V, приехавший в Москву в 1586 году, стал хлопотать об установлении Патриаршества в России. Эти хлопоты увенчались успехом и в 1588 году в Москву прибыл Константинопольский Патриарх Иеремия, которому подчинялся митрополит Московский Иов, с соборным определением об открытии Патриаршества в России. Это важное событие в истории России произошло 26 января 1589 года: Царь Федор Иоанович из трех кандидатов выбрал митрополита Иова, который стал первым Патриархом Московским и всея Руси.

Русская Православная Церковь с пониманием отнеслась к трудностям Антиохийской Церкви, работавшей в регионе с преимущественно мусульманским населением, и разрешала антиохийцам собирать пожертвования на своей канонической территории, а с 1908 года. принимала за казенный счет сирийцев и ливанцев в свои учебные заведения при условии рекомендации Антиохийского патриарха. Было движение и в обратном направлении: представители Русской Православной Церкви учились в Теологическом институте им. Иоанна Дамаскина, являющимся частью университета Баламанда, в 1899 году случилось важное событие в истории Антиохийской Церкви: патриарший престол при поддержке России занял араб по национальности митрополит Мелетий. До этого все православные антиохийские патриархи были этническими греками и вся служба и церковная переписка велись на новогреческом языке. Сегодня традиция избрания арабов на Патриарший Престол сохраняется и нынешний 166-й по счету Патриарх Антиохийский Игнатий IV Хазим родился в Сирии 1921 году, стал епископом в 1961 году, а 2 июля 1979 года был избран патриархом и 9 июля того же года состоялась торжественная церемония его интронизации. Поэтому Антиохийскую Церковь справедливо называют «арабской Православной Церковью», где служба идет на арабском языке и по арабским богословским книгам.

13–15 ноября 2011 года по приглашению Патриарха Игнатия IV г. Дамаск и г. Бейрут посетил Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Глава Русской Православной Церкви неоднократно бывал в Сирии и Ливане, но в качестве Патриарха Его Святейшество Кирилл посетил каноническую территорию Антиохийской Церкви впервые. Визит Патриарха Кирилла происходил в период важных и трагических событий на Ближнем Востоке и в Сирии в частности. Я имел честь встречать Патриарха Кирилла и принимать участие в тех беседах, которые он вел на территории Ливана. Патриарх Кирилл посетил университет Баламанд, выступил с лекцией перед студентами и провел очень важную встречу с патриархами других христианских конфессий, на которой были осуждены притеснения христиан со стороны радикальных мусульман во время «арабских революций».

Здесь уместно отметить, что христиане на Ближнем Востоке являются коренными жителями этого региона. Они не эмигранты, как алжирцы во Франции, турки в Германии или пакистанцы в Англии. Мы, христиане Ближнего Востока, как и мусульмане, будучи коренными жителями этого региона, должны пользоваться равными с представителями других религий правами и привилегиями.

Университет Баламанд, где сегодня обучается около трех тысяч студентов, является частным высшим учебным заведением. В университете работают находящиеся в г. Бейруте Ливанская академия изящных искусств

«ALBA» со Школой дизайна, уже упомянутый Теологический институт им. Св. Иоанна Дамаскина, факультет искусств и социальных дисциплин с Институтом истории, археологии и наследия ближневосточной цивилизации и Центром христианско-мусульманского диалога, инженерный факультет с Центром по изучению региональных экологических проблем, факультет здравоохранения с отделением повышения квалификации, медицинский факультет, факультет бизнеса и управления с Центром по подготовке специалистов по туризму и гостиничному делу. Английский язык является рабочим в учебном процессе, а на французском языке читают лекции в ALBA и некоторых других отделениях. Новогреческий язык обязателен для студентов Теологического института, а арабский язык преподается на всех факультетах в рамках обязательного изучения арабской литературы и культурного наследия.

Частному университету выжить в настоящее время довольно сложно. Этому помогает Ассоциация выпускников университета Баламанд и Фонд поддержки университета Баламанд в США, Канаде и Европе, где проживает большая колония этнических ливанцев православного вероисповедания, среди которых немало состоятельных людей. Паства Антиохийского патриарха, насчитывающая около 8 млн человек, также жертвует значительные средства на развитие университета.

Ливанский бизнесмен Исам Фарес, Почетный доктор Дипломатической академии МИД России, построил на свои средства форум — крытый внутренний дворик, где общаются студенты во время перерывов. Мусульманские бизнесмены Ливана также не обходят вниманием университет, демонстрируя тем самым свою толерантность и религиозную терпимость. Покойный премьер-министр Рафик аль-Харири выделил деньги на строительство спортивного зала, где азартные студенты играют в волейбол и баскетбол.

Деятельность частного учебного заведения во многом зависит от его руководства. Официально университет Баламанд работает под покровительством Патриарха Игнатия IV, основавшего его в 1998 году. Университет имеет своего президента, которым уже много лет является проф. Эли Салем, работавший в свое время министром иностранных дел Ливана. Именно проф. Эли Салем получил в январе 2003 года в Храме Христа Спасителя в Москве премию Международного фонда единства православных народов, которой был награжден православный университет Баламанд. В своем выступлении профессор Эли Салем сказал, что в университете Баламанд создается кафедра русского языка им. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Университет в 1993 году подписал Протокол о сотрудничестве с Дипломатической академией МИД России и, как я понимаю, одной из областей сотрудничества может стать изучение русского языка и славянской цивилизации. Я, как Почетный консул России в Северном Ливане — а Баламанд находится в моем консульским округе, и как руководитель Общества ливано-российской дружбы, приложу усилия для активизации сотрудничества между университетом Баламанд и Дипломатической академией МИД России. В этом я вижу не только свою служебную обязанность, но и священный долг православного араба, с большим уважением относящегося к России и Русской Православной Церкви.