«Культура — это умение слышать Господа»

Мировоззрение Просмотров: 4152

Слово на Всемирном Русском Народном Соборе

Власти нужно заботиться о человеке не только как о материальном существе, но, в первую очередь, как о существе духовном. Задача государства — дать людям ощущение мира в душе, а для этого необходимо обеспечить их нужды в некоем духовном водительстве. Решение материальных задач, конечно, важно, но нужно и культуру возвысить до осуществления ею высоких задач. Нет в мире ничего более важного, как напитать душу Светом. Нужно отбирать куда более тщательно то, что предлагается людям в качестве духовной пищи. Грязи и пошлости не должно быть в искусстве, потому лучистыми должны быть люди, имеющие возможности дать другим некие культурные ценности. Это очень непросто, ибо сейчас в культуре много дельцов (бизнесменов), а бизнес и культура — практически несоединимые вещи. Нужно всем людям культуры дать представление о том, что они творят, ибо все их творческие мысли обретают жизнь и в реальном, и в ином плане существования. «Люди, творящие искусство — не гасите в себе луч надежды, не создавайте произведения, в которых царствует мрак. Наши произведения должны быть устремлены к Свету. Будем верить в Свет — и он хлынет в души наши. Свет, исходящий от людских душ, постепенно рассеет мглу над Россией, и это повлияет на человеческое творчество: все меньше и меньше будет появляться произведений искусства, в которых тьма безысходности — суть их.

Что такое кинематограф, театр, живопись, литература?.. Что есть культура? Люди трактуют ее слишком узко или, напротив, чересчур широко.

Культура — это умение слышать Господа. Это именно — это, и ничто иное. Люди отчего-то назвали это умение — религиозным чувством, но это лишь некий оттенок, некая грань культуры. Без религиозного чувства нет культуры, но кроме него есть и иное: следование в жизни Господними путями.

Что это значит?

А вот что. Нет у людей выбора третьего: либо они слышат зов Света, либо вой зла, привлекающий людей к радостям мнимым.

Культура — то, что не дает человеку последовать за злом в огненную печь. Слыша голос Господа в себе, человек живет для Него, и оттого Свет вокруг него разливается. Свет, исходящий от мудрого, — это и есть культура.

Но как применить это понятие к творцам, к людям искусства, науки и образования?

Это достаточно просто: от того, что становится продуктом нашей духовной деятельности, должен исходить этот Свет.

Если есть он, если души колеблющиеся под воздействием этого Света, устремляются к Небу, Господу, чистоте душевной — значит это культура. То, что излучает мрак, душу вводит в состояние смятения и уныния — даже если это произведения кинематографиста, музыканта, художника, литератора — это не культура, а муляж, подделка. И значит, зря это видят, слышат и переживают читатели и зрители в залах.

Такая подделка разрушает слабые души, лишая крыльев, уничтожает неясные отблески Неба в ней — ибо яркие лучи сильных душ неуничтожимы.

Кино воздействует на душу человеческую непостижимым образом. Это мир, где предстоит душе прожить то время, которое человек смотрит фильм. Создание мира, в котором есть место Господу — вот задача кино. Если мы усвоим это правило и находить будем Господа вокруг себя в жизни, а затем переносить это ощущение на экран, то наши фильмы станут частицами культуры. Ощущение присутствия Создателя должно потрясать душу в мире, полном слез и тяжких мук. Потрясение от этого открытия должен испытать человек в зале, и тогда устремленность в Небо души его неизбежна. А устремившись в Небо и понемногу выстроив мост с Силами Света, и он станет человеком культуры. Разве не этого мы хотим достигнуть своими творческими усилиями?

Для того чтобы Правительство, к которому мы обращаемся за помощью, откликнулось на наше обращение, нужно создать такие картины, чтобы люди власти испытали потрясение от них. К большому сожалению, не все руководящие люди имеют открытые и искренние души. И это тормозит движение России к Свету. Но и нам самим нужно ощутить Свет небесный вокруг себя, в мире мрака. Он есть, но мы не умеем его опознавать. Надо научиться этому, и тогда наши творческие возможности возрастут многократно, и воздействие на души людские изумит нас самих.

И нам откроются врата в мир необыкновенных творческих потоков, и нашей задачей будет — лишь следовать им.

Замыслы самые великие, возможности неограниченные — вот что такое приобщение к этим Светлым потокам.

Нет у художника иного способа выразить Истину, кроме самой Истины, выраженной на экране, в музыке, в книге и на полотне.

Приняв верное определение культуры, мы откроем глаза души своей, и тогда нам станет ясен великий смысл бытия: жизнь — это служение Свету, и для сего служения нужно набраться сил. Где же их черпать? В мире, который есть проявленный Господь. Но лукавым промыслом мир сей угасает. Надо человеку определить светлую цель, и тогда для достижения ее будут вливаться в него силы от Господа, а лукавый лишает сил, и этим объясняется людская озлобленность, ненависть, болезни и преждевременные смерти. Если жизнь человека наполнена беспокойством, ведущим к гибельным недугам, значит, неверные цели были им поставлены.

Насущная и острая нужда человеческая: в постановке верных целей. И Церковь должна быть местом, где душа находит отдохновение от тех испытаний, кои ей приходится преодолевать на пути к светлым целям, и источником живой воды для ищущей души.

Так же и искусство должно учить человека ставить перед собою верную цель. То есть культура, которая суть слияние веры, человеческой способности творить и отношения к миру как к произведению Господнего искусства, культура должна научить человека устремляться к истинному Свету. Лишь тогда человечество будет спасено, когда последует по пути Света. Ибо в конце его — мир вечный, полный ликования.

 

 

 

 

Об авторе

Бурляев Н. П. (Москва)