Портреты Александра I и Наполеона эпохи войны 1812 года

Каждый исторический период или событие ассоциируется с выдающимися личностями, какими в отношении эпохи войны 1812 года являются Александр I и Наполеон, главы держав, предводители войск. О событиях войны, происходивших 200 лет назад, во многом можно судить не только по архивным данным и историческим исследованиям, но и благодаря произведениям искусства, в том числе портретным образам императоров.

Их портреты разнообразны по иконографии, представлены в различных видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве; в жанрах портрета, как парадного, репрезентативного, так и камерного, исторической картины, в интерьере и пейзаже как стаффаж.

Среди образов Александра Павловича и Наполеона Бонапарта времен войны 1812 года следует выделить знаменитые произведения: портреты Императора России кисти В. Л. Боровиковского, С. С. Щукина, Джорджа Доу, Франца Крюгера, Элизабет Виже-Лебрен, Томаса Лоуренса; изображающие Наполеона картины Жака-Луи Давида, Франсуа Жерара, Анн-Луи Жироде де Руси-Триозон.

Портреты Императора Александра Павловича отражают значимость его личности и сложность характера. Отзывы о нем современников не только разнообразны, но и противоречивы. Однако многие отмечали его целеустремленную, властную, живую натуру, сильную волю, способность к самоограничению, гибкий, осторожный и прозорливый ум. Контрастные качества его характера отражены и в сути событий, связанных с деяниями Императора Александра, в том числе в ходе войны 1812 года, и в галерее его портретных образов.

Широко известны портреты императора России кисти английского художника Джорджа Доу (1781–1829), в 18191829 годах работавшего в Санкт-Петербурге. В 1819 году он отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого привлек внимание Александра I. Император поручил художнику написать портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I. Не случайно именно Доу получил престижный заказ. Выпускник Королевской Академии художеств в Англии, академик с 1814 года, общавшийся в кругу выдающихся современников.

Он написал, с помощью русских живописцев Вильгельма Августа Голике и Александра Полякова, 329 погрудных портретов генералов — участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813–1814 годов. Политический смысл создания «Военной галереи Зимнего дворца» заключался в напоминании о блестящих победах России в Отечественной войне и о европейских походах 1813–1814 годов, без которых не был бы возможен триумф Ватерлоо.

«Портрет императора Александра I» Джорджа Доу известен в вариантах 1825 и 1826 годов. Создан образ Монарха-победителя, и в то же время дана психологическая характеристика личности Монарха, о котором Н. И. Греч писал: «Александр был задачею для современников: едва ли будет он разгадан и потомством» 1. Портрет может напомнить о событиях войны 1812 года, триумфальном въезде Императора Александра I и короля Пруссии Фридриха Вильгельма III в Париж 19(31) марта 1814 года, о чем княгиня Е. А. Шаховская писала в дневнике: «Толпа бросалась чуть ли не под ноги лошадей, приветствуя монархов как “освободителей”... Самые бурные проявления чувств достались на долю Императора Александра,... ведь он вел самые многочисленные армии и более всех пострадал от наполеоновских войн...» 2.

Образ Императора России как триумфатора нашел отражение помимо живописи, в графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, примером чему может служить произведение Императорского фарфорового завода: бокал 1810-х годов с живописной миниатюрой — портретом Александра Павловича в лавровом венке, надписью: «Да здравствует Александр I» и подписью: «Рокштуль 3 пис.» 4.

Интересен тот факт, что образ Александра Павловича, Императора державы-победительницы, отразили и живописцы, писавшие Наполеона Бонапарта, в том числе Франсуа Жерар. Французский художник и историк Франсуа Паскаль Симон Жерар (17701837) изучал скульптуру под руководством Пажу, но показал способность не столько к этому искусству, сколько к живописи, перешел в ученики к Давиду и получил еще во времена Первой Империи блестящие отзывы о своем искусстве. Императора России художник портретировал дважды: в 1810 году в коронационном костюме и в 1814 году по поводу прибытия Александра I в Париж в числе глав союзных стран после падения французской империи.

На портрете 1810 года Монарх показан перед троном со своим вензелем, в одеянии, подчеркивающем его императорскую власть и значение полководца. Подобно эскизное решение, исполненное в мастерской Ф. Жерара «Александр I, император Российский» 5. Эскиз представляет собой реплику портрета Императора в рост, хранящегося в Эрмитаже.

Помимо известных произведений, не менее ценны те, история которых забыта, а авторство утрачено. Таков «Портрет Александра I» неизвестного автора из собрания Ильи Сергеевича Глазунова, в ходе данного исследования атрибутированный как картина французского художника Жана-Батиста Изабе 1814 года, с которой написаны миниатюрные копии Ж.-Б. Изабе, Ж.-А. Беннера.

Жана-Батиста Изабе заслуженно можно назвать полузабытым автором известных портретов. Нередко остаются вне внимания имена второстепенных художников или менее значимые работы прославленных мастеров. Но необычно, если в тени оказывается оригинал, копии которого приобретают известность. Так произошло с «Портретом Александра I» неизвестного художника из собрания И. С. Глазунова. По тщательной, детальной манере исполнения в технике многослойного письма, состоянию лака и красочного слоя, характеру холста и подрамника его можно атрибутировать как высокопрофессиональную копию первой половины XIX века. Но следовало определить оригинал данной копии.

Среди портретов Александра I: работы Боровиковского, Щукина, Виже-Лебрен, Кюгельхена, Лоуренса, Беннера, Герена и других художников такой тип изображения встречается часто. Данному произведению подобен портрет кисти Томаса Лоуренса и подготовительный рисунок к нему, а также портрет работы Джорджа Доу. Однако очевидны их существенные различия. К данной работе гораздо ближе миниатюра неизвестного автора начала XIX века из собрания Третьяковской галереи — копия с миниатюры Ж.-А. Беннера (1817 г., Государственный русский музей). Несомненно, что рассматриваемый портрет и произведение из собрания Государственной Третьяковской галереи повторяют один образец. Но что послужило для них основой?

Поиск среди станковых живописных и графических произведений России ничего не дал, кроме того, что удалось найти несколько гравюр с того же произведения. Оставалось предположить, что оригинал был создан в Западной Европе и затем получил распространение в России. Вероятно, его автор пользовался известностью, а «Портрет Александра I» относился к признанным произведениям своего времени, иначе не возникли бы его повторения на родине монарха.

Следовало обратиться и к работам зарубежных миниатюристов. В английском справочнике по искусству «The Dictionary of Art» by edited Jane Turner (London, 1996) были указаны краткие сведения о творчестве французского миниатюриста Жана-Батиста Изабе (1767–1855), среди центральных работ которого названы портреты русского Императора Александра I и Императрицы Елизаветы Федоровны.

Согласно Энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона «Жан-Батист Изабе (1767–1855) — французский живописец-миниатюрист и рисовальщик. Учась у Ж.-Л. Давида, готовился в исторические живописцы, но потом избрал специальностью миниатюрные портреты. Был придворным живописцем Наполеона I, сопровождал его в походах, многократно писал всех членов его семейства и многих из его сподвижников. После падения Первой Империи работал для Бурбонов и других государей новой Европы.

Удалось найти и две книги, посвященные художнику. В подробной монографии на французском языке «I.-B. Isabey» репродуцирован блестяще выполненный портрет, очень близкий к рассматриваемому произведению. Но вновь оставался неразрешенным вопрос — не было ли прототипа у портрета Изабе и когда он был создан? Ответ дало исследование Марион Осмонд «Iean Batiste Isabey. The Fortunate Painter. 1767–1855», изданное в Лондоне и не переведенное в России. Автор подробно рассказывает о биографии мастера, характеризует его работы, в частности дает сведения об истории создания портрета русского Монарха.

1814 год. Наполеон готовился к отъезду на остров Эльба. После окончания войны Император Александр I в составе Священного союза при восторженных приветствиях парижан победоносно вступил в столицу Франции. Он посетил императрицу Жозефину в Мальмезоне, где состоялся их разговор о реставрации Бурбонов 6.

По распоряжению Жозефины Богарне именно во время этого визита придворный художник Ж.-Б. Изабе писал портреты Александра I и Елизаветы Федоровны, на основе которых он сделал одни из своих наиболее удачных акварельных миниатюр. Более детальных сведений книга Осмонд не содержит. По словам английского исследователя, Изабе «вдохновили благородные качества Александра. Он изобразил правителя России как человека современных принципов и правил, который доверял своему народу, чье благосостояние он пытался повысить» 7.

Такова история создания портрета. Марион Осмонд не уточняет, как именно был выполнен портрет с натуры — каковы его размер, техника, насколько долго длилась работа. Вероятно, что Изабе написал с натуры не миниатюру, а быстрый этюд небольшого формата. Навряд ли Император позировал более одного или двух кратких сеансов. Известно, например, что в том же 1814 году Александр I позировал в Лондоне для портрета художнику Томасу Лоуренсу, во время сеансов постоянно проявляя нетерпение и меняя позу 8. С натуры Лоуренс успел сделать только рисунок головы и уже позже прорабатывал торс и детали мундира. Аналогичный метод работы мог применять и Изабе.

Таким образом, был определен оригинал «Портрета Александра I» из собрания И. С. Глазунова, восстановлена история его создания. Но оставалось невыясненным местонахождение оригинала, поскольку во французской монографии оно не было указано. Возможно, что произведение находилось в частном собрании, и можно было только надеяться, что когда-нибудь откроются сведения об этом. Однако удалось узнать, что в запасниках музея Царского Села находится миниатюра Изабе «Портрет Александра I», которая, действительно, являлась потерянным оригиналом. Ее каталожные данные: материал — свинцовый карандаш, акварель, белила; размер — 13,9×10,5 (овал); источник поступления — приобретена в 2002 году, происходит из частного европейского собрания. Так, почти через 200 лет после его создания в России оказался оригинал «Портрета Александра I» работы Жана-Батиста Изабе, известный ранее в копиях и приближенных повторениях.

Величественным образам Императора Александра I отчасти подобны, но и во многом контрастны многочисленные портреты Наполеона Бонапарта, о некоторых из которых говорится в докладе. Его портреты, датируемые именно 1812 годом, немногочисленны, что закономерно обусловлено политическими событиями, прежде всего тяжелым ходом войны с Россией и поражением Франции. Однако все же создаваемые в этот период произведения, как правило, передавали грани личности правителя, уже присутствовавшие в более ранних произведениях.

Его правление продолжалось 10 лет, и до 1811 года славу императора укрепляли победы созданной им армии. Почти вся Европа была превращена во владение Франции. Его главными противниками оставались владычица морей Англия и поддерживающая ее Россия. Именно война 1812 года, русская военная кампания, явилась первым значительным поражением Наполеона Бонапарта. Тогда был развенчан образ богоподобного несокрушимого правителя, отраженный в портретах кисти Энгра, Жироде де Руси-Триазон, Жерара.

К знаменитым портретам Наполеона Бонапарта, и художественно, и исторически значимым, следует отнести произведения Франсуа Жерара. Образ Наполеона-императора, величественного правителя отражен в картине Жерара «Наполеон I, французский император», особенно ценимой и самим Наполеоном Бонапартом, и членами его семьи. Данной трактовке отчасти следовали Энгр в 1806 году, Жироде де Руси-Триазон в произведении, созданном около 1812 года. История создания портрета непосредственно связана с политическими событиями и культурной жизнью Франции этого времени.

Автором парадного портрета Наполеона Бонапарта в 1804 году, в первый год его императорского правления, был избран художник Франсуа Жерар. Портрет был завершен им через год и предназначался для парижской резиденции министра внешних сношений Ш.-М. Талейрана. В наши дни местонахождение произведения неизвестно. Но уже в декабре того же 1804 года, еще до окончания работы художника над картиной, ему было заказано несколько ее копий министром внутренних дел Франции Ж.-Б. Шампаньи для членов императорской семьи, высокопоставленных лиц и посольств. В 1805 году Жерару также был дан заказ от Министерства иностранных дел написать портрет Наполеона в коронационном костюме. Данный портрет, за который художник получил гонорар в 12 000 франков, был завершен в 1805 году и годом позже стал экспонироваться в одном из парадных помещений министерства, предназначенном для аудиенций.

Образ, восходящий по своему художественному решению к портретам правителей Древнего Рима, настолько удачно передавал идею — величественное воплощение императорской власти — что был повторен едва ли не для всех французских представительств за рубежом, над чем Жерар и его мастерская работали в период с 1806 по 1810 год. В 1809 году несколько копий портрета были подарены европейским монархам и принцам французской империи. Ряд копийных портретов с того же оригинала известен и в настоящее время. Они находятся и во французских собраниях, и за рубежами страны. Портрет кисти Жерара получил широкую известность также благодаря исполненной с него гравюре Буше-Денойера 1808 года.

На портрете Жерара император изображен облаченным в полный коронационный костюм, украшенный золотом и кружевом: камзол, туфли, перчатки из шелка, бархатный плащ, вышитый геральдическими пчелами и подбитый горностаем. На голове Наполеона — корона из золотых лавровых листьев работы М.-Г. Бьенне, на шее — большая цепь ордена Почетного легиона. На дальнем плане картины изображен трон из дворца Тюильри 9.

В собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина находится «Портрет Наполеона I» — фрагментарная копия предыдущего произведения, исполненная Франсуа Жераром при участии его мастерской. Стоит отметить, что вариант картины из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина считается одним из лучших. В нем трактовка лица, позы, одежд Наполеона идентична первому варианту портрета, но дано поколенное изображение, а не фигура в рост, сокращено пространство интерьера 10.

Другой портрет главы Франции Жерар создал около 1812 года: «Наполеон I в униформе полковника пеших гренадеров Гвардии» 11. Данное произведение является ярким образцом репрезентативного портрета в рост на фоне интерьера с характерной пышной драпировкой и пейзажем на дальнем плане. Портреты Франсуа Жерара объективно показывают Наполеона Бонапарта как одну из наиболее значительных политических фигур XIX века, выдающегося военного деятеля мировой истории.

В начале XIX столетия Россия оставалась единственной страной, с позицией которой Наполеону приходилось считаться. Задачи двух держав стали слишком разными, действенность франко-русского союза, заключенного в Тильзите, быстро падала. Во внешней политике для Наполеона была крайне важна экономическая блокада Англии. В речи перед Государственным советом он заявил: «Всякий, кто протягивает руку Англии и прорывает континентальную блокаду, объявляет себя врагом императора...» 12.

Композиции, решению деталей, трактовке образа Наполеона в данном портрете близко решение картины Жака-Луи Давида (1748–1825) «Портрет Наполеона в рабочем кабинете», по которому в 1835 году был исполнен эстамп Жана-Никола Ложье и Филиппа Жозефа Огюста Валло «Император в своем рабочем кабинете в Тюильри» 13. Это образ Наполеона — мудрого законодателя, работающего сутками: настенные часы показывают 4 утра.

Давид написал целую серию портретов правителя Франции, как например, «Бонапарт на перевале Сен-Бернар 20 мая 1800 года». Вероятно, он был представлен Наполеону одним из своих учеников Антуаном Жаном Гро 14. В захваченной Италии Гро являлся художественным экспертом, отображал военные победы Франции. Давид сначала отказался от почетного поста «художника правительства», но вскоре получил титул «Первого художника Императора», оставался предан своему покровителю до самого его падения. В 1815 году Наполеон Бонапарт потерпел поражение в битве при Ватерлоо, а в 1816 году пришлось бежать из Франции также художнику.

Этим событиям предшествовал взлет Бонапарта, отраженный и в полотнах Давида. После завершения наброска головы Наполеона он говорил: «Какая великолепная голова! Это античная красота! В древности таким людям, как Наполеон, воздвигали храмы».

Примером не только исторически верного парадного портрета, но отчасти и портрета-символа, портрета-аллегории, является картина кисти Жана-Огюста Доменика Энгра «Наполеон I в коронационном костюме» 15. Созданный ранее, в 1806 году, он представляет образ властного авторитарного повелителя мира. Подобное смысловое звучание характерно и для произведения Анн-Луи Жироде де Руси-Триазон «Наполеон в императорском облачении», написанного около 1812 года 16. В подготовительном рисунке к портрету, также выполненном около 1812 года, художник сосредоточил внимание на платье для коронации, едва намечая лицо императора. Однако значение его личности, монументальность и властность уже переданы в графическом наброске.

По богатству оттенков звучания скульптурные произведения нисколько не уступают живописным. Так, образу Наполеона, созданному в картине Энгра, отчасти близки скульптуры, в которых такая трактовка получает дальнейшее развитие. Наполеон предстает в виде Марса-миротворца: в работах Антонио Кановы (1757–1822) 1810–1812 годов (мрамор, Лондон, Эпсли-хаус), в исполненном на его основе портрете работы Франческо Ригетти (1749–1819) 17, а также в произведении Луи-Франсуа Жаннэ (1812 г., патинированная бронза, Париж, Музей Лувр).

Напротив, контрастно решение психологического портрета Наполеона Бонапарта, не правителя, а, прежде всего, человека, сосредоточенного, несколько усталого, погруженного в раздумья, в произведении Антуана-Дени Шоде «Наполеон» (Париж, Музей Лувр, отдел скульптуры). В портрете, исполненном в традициях классики, фактура мрамора, мягкая, детальная обработка поверхности способствуют передаче образа.

Особое место среди художественных произведений, посвященных Наполеону Бонапарту, занимает гравюра «Прощание Наполеона с императорской гвардией в Фонтенбло 20 апреля 1814 года» — акватинта Шарля-Самюэля Жирарде (1780–1863) по произведению Горация Верне (1789–1863), исполненная в 1825 году. Гравюра вновь напоминает о торжестве России и поражении Франции, повествует о событиях, последовавших после поражения французского императора в войне с Россией, о финале его отречения, когда, обращаясь к французским генералам, Наполеон говорил: «...Обо мне не жалейте. У меня есть миссия, и чтобы ее выполнить, я соглашаюсь жить: она состоит в том, чтобы рассказать потомству о великих делах, которые мы с вами вместе совершили...» 18.

При всем многообразии портретов можно выделить их основные иконографические типы, которые представляют императоров России и Франции Александра I и Наполеона Бонапарта как государственных деятелей, полководцев, в виде античных богов, мыслителей или героев, дают острые психологические характеристики. Значимы детали портретов, история создания произведений, напоминания в них об исторических событиях эпохи.

Рассмотренные портреты глав двух великих держав отражают масштаб их деяний, их значение в истории начала XIX века, влияние на умонастроения философов, историков, писателей, художников, черпавших и продолжающих черпать в наши дни бесчисленные идеи и сюжеты в событиях того времени. Портреты императоров Александра Павловича и Наполеона Бонапарта эпохи войны 1812 года можно оценить как отображение сути выдающихся личностей, обращение к их деятельности, напоминание о сути героического века и философии времени.

Обращение к содержанию той эпохи актуально сегодня не только в связи с 200-летним юбилеем, но и как вневременной урок прошлого, напоминание об историческом периоде, когда для наших соотечественников не были пустым звуком понятия: служение, жертвенность, защита семьи и родной земли, державы. В начале XIX века представителей разных социальных слоев и политических взглядов объединяло осознание своей причастности к одному делу — к борьбе за свою страну, к достижению одной цели — ее освобождения. Сегодня эта цель вновь актуальна. Такова история нашей Отчизны: вновь и вновь необходима защита ее: если не от внешнего врага, как 200 лет назад, то ныне от утраты нравственных ценностей, вековых понятий, исторической памяти, без которых невозможно возрождение великой России, невозможно обретение достоинства человека и гражданина.

Список использованной литературы

  1. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1890–1907.
  2. Каталог выставки «Лики истории в европейском искусстве XIX века». М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2009.
  3. Каталог выставки «Любителям русской старины. Великий меценат России П. И. Щукин» в Государственном историческом музее. М.: Художник и книга, 2005.
  4. Каталог выставки «Наполеон и Лувр. Из собрания музеев Франции». М.: Государственный исторический музей, 2010.
  5. Каталог выставки «Незабываемая Россия. Русские и Россия глазами британцев. XVII–XIX век» в Государственной Третьяковской галереи. М.: Трилистник, 1997.
  6. Каталог собрания Государственной Третьяковской галереи «Портретная миниатюра XVIII — начала ХХ веков». М.: Красная площадь, 1997.
  7. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886. Т 1.
  8. Barreto C., Lancaster M. Napoleon and the Empire of Fashion (1795–1815). Rome: Skira, 2010.
  9. I.-B. Isabey I.-B. Isabey, sa via — son teps, 1767–1855, suivi du Catalogue de I’oeuvre gravee par et d’après Isabey. Par m-me de Basily-Callimaki. Paris: Frazier-Soye, 1909.
  10. Marion W. Osmond Iean Batiste Isabey. The Fortunate Painter. 1767–1855. London: Nicholson Watson.
  11. The Dictionary of Art. By edited Jane Turner. London, 1996.
  12. Violet-le-Duc Correspondance de G. avec les artistes et les personnages célèbres de son temps, precédée d’une notice sur la vie de G. Paris, 1867.

 

 

 


1    Н. И. Греч. Записки о моей жизни // Реликвии истории государства Российского. М.: Государственный исторический музей, 1995. С. 84.
2    Там же. С. 81.
3   Рокштуль Алоиз-Густав (Алоизий Петрович, Эрнестович) (1798–1877) — живописец, рисовальщик, миниатюрист.
4   Бокал выполнен из бесцветного хрусталя, с накладным медальоном молочного стекла, техника: грань, роспись золотом и гризайлью.
5   Мастерская Франсуа Жерара «Александр I, император Российский». Холст, масло, 32×24. Версаль, Государственный музей «Замки Версаль и Трианон».
6    Бурбоны — династия французских королей. Реставрация Бурбонов состоялась в 1814 г., годы правления: 1589–1792, 1814–1815, 1815–1830.
7   Marion W. Osmond «Iean Batiste Isabey. The Fortunate Painter. 1767–1855». London, Nicholson Watson, р. 127.
8   Каталог выставки «Незабываемая Россия. Русские и Россия глазами британцев. XVII–XIX век». М.: Трилистник, 1997.
9   Трон из дворца Тюильри работы краснодеревщика Ф.-О.-Ж. Жакоб-Демальтера по рисункам знаменитых архитекторов Ш. Персье и Ф.-Л.-П. Фонтена ныне представлен в Париже, в Лувре.
10  Жерар Франсуа (мастерская) «Портрет Наполеона I». Холст, масло, 145×111,5. ГМИИ им. А. С. Пушкина.
11  Данный портрет находится в собрании Музея Наполеона в Эксе.
12  Каталог выставки «Наполеон и Лувр». М., ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, 2010, с. 27.
13  Эстамп принадлежит собранию Государственного музея «Замки Мальмезон и Буа-Прео».
14  Антуан-Жан Гро (фр. Antoine-Jean Gros; 1771, Париж — 1835, Медон) — французский художник-академист, мастер исторической живописи и портретист.
15  Портрет находится в Париже, в Музее Армии.
16  Портрет принадлежит собранию Музея Жироде во французском городе Монтаржисе.
17  Скульптура исполнена в 1810 году в бронзе, база из красного крапчатого мрамора, находится в Париже, в Музее Лувр.
18  Каталог выставки «Наполеон и Лувр. Из собрания музеев Франции». М., ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, 2010, с. 319.