Здесь лежат ленинградцы

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
О. Ф. Берггольц

Пискаревское мемориальное кладбище — это не только место упокоения тысяч наших соотечественников, совершивших подвиг стояния за Родину, за Ленинград. Это место — символ, где сходятся времена и пространства. Сюда приезжают люди со всего мира, чтобы поклониться известным и неизвестным героям. Здесь, кажется, само время останавливается. Эта остановка нужна, чтобы мы, пришедшие на Пискаревское кладбище, смогли пробиться сердцами в прошлое, проникнуться жертвенными смыслами библейской истины «жизнь — “за други своя”». 

Пискаревское мемориальное кладбище — не только самое большое в мире, но и самое трагичное по своей сути. По официальным данным здесь похоронено более полумиллиона человек — жителей блокадного Ленинграда, военнослужащих, воевавших за город на Неве, жителей близлежащих населенных пунктов и соседних областей, отдавших свои жизни, защищая оружием, или молитвами, или просто верой в Победу, лучший город России.

Кладбище никогда не пустует: и в будние дни, и в выходные приезжают сюда люди. Кто-то стремится увидеть потрясающее своей трагической величиной массовое захоронение, кто-то чтобы поклониться родным и близким, покоящимся здесь. Но есть в Санкт-Петербурге человек — общественный деятель и благотворитель Грачья Погосян1, который постоянно думает об этом мемориале, и хочет, чтобы слова Ольги Берггольц «никто не забыт и ничто не забыто», выбитые на стеле вблизи Матери-Родины, и в грядущие века оставались наполненными заложенным в них смыслом. Многие годы он живет идеей создать напротив мемориального кладбища такое сооружение, которое бы стало завершающим и лаконичным элементом в ансамбле Пискаревского мемориала. Которое бы стало местом духовного соединения Ленинграда и Санкт-Петербурга, века нынешнего и века минувшего. 

Однажды, посетив не в первый раз траурную церемонию возложения венков на Пискаревском кладбище, Грачья Погосян заметил, что рядом с таким святым местом нет никакой духовной святыни, где люди, посетив могилы, могли бы помолиться, поставить свечи. Нет такого сооружения, которое бы символизировало стойкость и мужество защитников города и пробуждало у подрастающего поколения патриотический дух, чувство уважения, любви к своей Родине и городу. И место для этого есть идеальное — за пределами Пискаревского мемориального кладбища, напротив монумента «Родина-Мать», за проспектом Непокоренных. Идея эта не давала ему, профессиональному военному строителю, покоя, пугая своей масштабностью и ощущением, что слишком уж серьезную задачу перед собой ставит. Грачья Погосян с осторожностью рассказал о своей задумке близким, друзьям, жителям блокадного Ленинграда и ветеранам, с которыми дружит. И каково было его удивление, когда это предложение было воспринято людьми с радостью и энтузиазмом. Все, кто узнавал о данном проекте, утверждали о его необходимости и своевременности. 

Шел 2012 год, идея стала обретать реальные черты. Заручившись поддержкой близких и коллег, Грачья Погосян встретился с архитектором ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская “КИФ”» Валерием Васильевичем Кузьминым и рассказал о своей мечте. 

— Времени на разработку проекта было немного. Открытие памятника Грачья Погосян планировал приурочить к 70-летнему юбилею Победы. То есть на май 2015 года, — вспоминает Валерий Васильевич Кузьмин. — Поэтому мне пришлось готовить эскизы очень быстро. Было решено остановиться именно на идее стелы «Благодарственный крест-карильон». Испокон веков на Руси на местах великих битв, на могилах ставили православные кресты. Поэтому в основу разработки эскиза-идеи заложена древняя традиция, восходящая к апостольским временам распространения христианства на землях наших предков, традиция устанавливать монументальные кресты вне храма на земле. Такие кресты изготавливаются из камня или дерева и имеют высоту до нескольких метров. Они призывают к молитве и поклонению Спасителю, поэтому и именуются поклонными. Ставятся они по различным причинам.

Первые поклонные кресты по своему духовному значению были миссионерскими. Их водружали святые апостолы. Нестор-летописец в «Повести временных лет» упоминает о водружении крестов святым апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах, а также на Валааме после свержения идолов Перуна и Велеса.

Наши православные предки, имея крепкую веру, знали о значении и важности установки поклонных крестов в сей временной жизни и для спасения в вечности душ своих и ближних. Поэтому поклонные кресты ставили на особо памятных местах. Поклонные кресты были придорожные, межевые, по обету и др. Кресты ставили также в честь почитаемых в данной местности святых, церковных праздников, знаменательных событий в жизни страны и царствующей семьи. С водружения креста пустынножители начинали свое отшельническое житие, и очень часто на этом месте позднее образовывалась обитель...2 

— Почитаемы в России кресты, поставленные в память знаменательных событий, сыгравших в жизни народа важную роль. Такие кресты называются памятными или благодарственными, — пояснил архитектор.

Валерий Васильевич подробно рассказал о конструктивных особенностях памятника. Предлагаемая в эскизе-идее для установки перед Пискаревским мемориальным кладбищем стела с карильоном увенчана православным крестом, по духовному значению являющимся именно благодарственным крестом. Этот крест — в память самого длительного военного и духовного сражения Великой Отечественной войны, длившегося три года — с июля 1941 по июль 1944 года, в благодарность населению города, его защитникам — армии и флоту, которые 872 дня и ночи жили и сражались в условиях блокады. За эти три года город потерял половину своего довоенного населения, а защищавшие его войска понесли общие потери в количестве более двух миллионов человек.

Чтобы наиболее полно раскрыть общую идею появления напротив Пискаревского мемориального кладбища стелы «Благодарственный крест-карильон», необходимо вернуться в историю появления самогó мемориального комплекса.

В 1939 г. небольшое сельское кладбище неподалеку от железнодорожной станции Пискаревка заметно увеличилось, там появились могилы погибших в советско-финскую войну бойцов и командиров Красной армии. 

В 1941–1942 гг. были вырыты братские могилы-траншеи общей длиной в 20 километров, трупы укладывались без гробов штабелями. Точных данных о количестве погребенных на Пискаревском мемориальном кладбище нет — и никогда не будет: с декабря 1941 г. по май 1942 г. списки умерших составлялись лишь по количеству тел в братских могилах. С 15 февраля 1942 г. по решению Ленгорисполкома защитников Ленинграда хоронили только здесь. Официальная цифра на сегодняшний день — 490 тысяч погребенных блокадников и бойцов, нашедших свое последнее пристанище в 433 траншеях, впоследствии оформленных в 47 огромных братских могил в виде холмов и газонов, каждая из которых имеет в длину почти 200 метров, а в ширину — 8 метров. По плотности человеческих останков Пискаревское кладбище не имеет аналогов в мире. 

В 1945 г. в Ленинграде прошли несколько туров конкурса на проекты памятников защитникам города, среди них — создание грандиозного мемориального комплекса на Пискаревском кладбище. Наилучшим жюри признало проект архитектора Васильева, который в дальнейшем соавторстве с архитектором Левинсоном приступил к проектированию памятника. Было создано множество эскизов и вариантов. Работа над комплексным проектом мемориала заняла десять лет. 

В 1955 г. на Пискаревское кладбище пришли рабочие, чтобы соорудить на его территории в 26 гектаров величественный памятник. Выровняли поле, подняли холмы братских могил. Для создания ансамбля потребовалось: 

— засыпать 50 тысяч кубометров грунта; 

— доставить с украинских каменоломен более 800 вагонов гранита; 

— уложить по центральной аллее, у входа и у памятника 10 тысяч квадратных метров каменных тесаных плит; 

— оградить братские могилы гранитным поребриком (длина его составила 45 километров!); 

— высадить на территории кладбища 10 тысяч красных роз, около тысячи деревьев различных пород. 

Работы продолжались более четырех лет.

В пятнадцатую годовщину Победы 9 мая 1960 г. состоялось торжественное открытие мемориального ансамбля. 

Вход в некрополь украшают пропилеи — два павильона простой прямоугольной формы. Их стены выложены из светлого камня — доломита, привезенного с эстонского острова Саарема. Фасад каждого павильона оформлен четырьмя пилонами — массивными прямоугольными столбами. Под венчающим карнизом павильоны опоясаны беломраморными лентами фризов с темными буквами памятных текстов. 

За пропилеями расстилается обширная терраса. В центре ее, в кольце цветов, в обрамлении из темно-серого полированного гранита, бьется как вечное сердце — Вечный огонь.

Большая аллея ведет вдоль братских могил. Каждая могила находится в каменной оправе. На стороне, обращенной к аллее, — гранитный блок с изображением дубового листа и даты: 1941, 1942, 1943. Здесь же выбиты серп и молот в знак того, что под этим холмом покоятся мирные жители города. Или пятиконечная звезда — на могилах воинов. 

Приводит аллея к шестиметровой статуе Матери-Родины с гирляндой из дубовых листьев в руках, стоящей на шестиметровом пьедестале, сложенном из темно-серого полированного гранита. За монументом Матери-Родины расположена мощная гранитная стена-стела. Она является завершающей частью всего сооружения. В центре стены выбиты знаменитые слова поэтессы Ольги Берггольц.

Такова композиция центральной части ансамбля. Весь мемориал заключен в ограду, протянувшуюся на многие сотни метров. На ее простом каменном основании стоит темно-зеленая чугунная решетка, равномерно прерываемая одним и тем же изображением: высокая ваза с наброшенной на нее траурной тканью. Рядом с этим символом смерти — другой, жизнеутверждающий символ: прорастающая веточка.

— Замкнутое пространство Пискаревского мемориального кладбища место упокоения не покорившихся и победивших врага ленинградцев, посвященное трагическим событиям 1941–1943 годов, является напоминанием о цене свободы и ужасах Великой Отечественной войны и блокады, — продолжает свое пояснение Валерий Васильевич Кузьмин. — Необходимо раскрыть ввысь это замкнутое плоскостное пространство, символизирующее стойкость и мужество защитников города. И я полностью поддерживаю идею Грачьи Погосяна. Стойкость и мужество, воспитанное многими поколениями наших предков, никогда не позволявшим захватчикам топтать землю Родины, это традиция, которая передается из поколения в поколение, от прадедов — дедам, от дедов — отцам, от отцов — детям. 

Создание за пределами мемориального кладбища, посвященного подвигу блокадного Ленинграда, в продолжение главной оси за Пискаревским проспектом жизнеутверждающего сооружения, символизирующего сохранение и освещение традиции, несет в себе духовную сущность совершенного подвига самопожертвования, любви и искупления. Искупления потому, что война — беда всенародная и испытание всенародное.

— Духовно-нравственная идея, выраженная в Мемориале Пискаревского кладбища, многократно усилится сооружением Благодарственного креста-карильона, повысятся патриотический дух россиян, уровень воспитания молодого поколения, степень уважения и любви к своей Родине, — считает Грачья Погосян. — Это сооружение будет притягивать к себе петербуржцев и гостей города не только по торжественным памятным дням, но и в повседневной жизни.

Валерий Кузьмин рассказал о деталях проекта:

— Стела-карильон — монументальное сооружение. Крытая смотровая площадка расположена в верхней части у подножия креста. Здесь собственно помещение карильона. (Карильон — это механический музыкальный инструмент, посредством часового механизма заставляющий ряд колоколов исполнять какую-либо мелодию. Первый карильон появился на колокольне Петропавловского собора в Петропавловской крепости.) Зал просвещения по проекту находится под карильоном, там должна быть расположена выставка, посвященная ратным победам прошлых лет и веков. Здесь же кинозал и лекционный зал.

Образ лаконичен, близок к архитектуре павильонов главного входа на территорию Мемориала. Стела дополнена элементами архитектуры более ранних эпох. Объем — несет в себе метафорическое напоминание остовов разрушенных зданий Ленинграда.

Общие элементы — православный благодарственный крест, мозаичная икона Божией Матери и Святого Александра Невского, карильон, открытая и крытая смотровые площадки, панорамный лифт и зал для памятных экспозиций кинопоказов и лекций. На стилобате две мраморные горящие свечи.

Ориентировочная общая высота строения составляет 33 метра, креста — 14 метров, площадь под застройку — 100 м2, мозаичная икона — от 40 до 60 м2. В отделке используются натуральные материалы: гранит, сааремский доломит, светлый мрамор теплых оттенков, стекло и кованый металл. 

— На мой взгляд, благодарственный поклонный крест-карильон может стать народным проектом, что воодушевит и объединит многих россиян, особенно петербуржцев, и будет являться хорошим историческим объектом, посвященным ратной истории народов, населяющих Россию и воевавших за нее, — подчеркнул Грачья Мисакович Погосян. — Целесообразно разместить на главном фасаде мозаичную икону святого благоверного князя Александра Невского, так как он является небесным покровителем города Санкт-Петербурга.

Как рассказал Грачья Погосян, особое внимание планируется уделить идее организации музея, повествующего о событиях тех лет, о защитниках города, о стойкости жителей Ленинграда, о Дороге жизни, а также разместить воспоминания очевидцев, переживших тяжелое блокадное время. Это возможно реализовать в специальном крытом зале, который предполагает размещение постоянной фотовыставки, трансляции видео с фрагментами истории тех дней, аудиоэкскурсовода, на разных языках мира рассказывающего о девятисотдневной защите осажденного города.

— По нашему мнению, такой памятник воодушевит и объединит многих россиян, представит высокий интерес для всех, кто хочет больше узнать о тех страшных днях или просто почтить память всех ленинградцев, кто не дожил, и тех, кто погиб, защищая наш город, —считает Грачья Мисакович Погосян.

Проект, действительно, получился гармоничным, а идея появления православного памятника-карильона в 2012 г. была поддержана многими общественными организациями, органами власти и частными лицами. В их числе: председатель Совета МПА СНГ Валентина Матвиенко; Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга; глава администрации Калининского района Санкт-Петербурга; Санкт-Петербургская общественная организация «Жители блокадного Ленинграда»; общественная организация ветеранов труда, войны и военной службы МО; Кировский муниципальный район Ленинградской области; Межрегиональная общественная организация Ленинградских ветеранов войны и военной службы — однополчан; Совет Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области; командующий войсками Западного военного округа; ветераны ВОВ — маршал Советского СоюзаДмитрий Тимофеевич Язов и маршал артиллерии Владимир Михайлович Михалкин. Благословил создание православного памятника митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. 

Увы, по ряду обстоятельств проект стелы «Благодарственный крест-карильон» напротив Пискаревского мемориального кладбища до сих пор не воплощен в жизнь. Но активисты и неравнодушные люди не оставляют надежды.

Не так давно Санкт-Петербургская общественная организация «Жители блокадного Ленинграда» направила официальное обращение на имя Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко с просьбой рассмотреть идею установки православного памятника-карильона.

Заместитель председателя правления Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Ирина Борисовна Скрипачева так говорит об идее:

— Грачья Погосян действительно достоин большой благодарности. Ведь чего только стоят памятники, которые появились на территории Ленинградской области благодаря его идеям и заботам. Взять, к примеру, Поклонный крест с неугасимой лампадой, который установлен у музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда». Мы были на его открытии, это очень красивый памятник, который находится там, где ему самое место. И ведь попечитель Грачья Погосян не останавливается на достигнутом. Очень бы хотелось дождаться реализации его проекта — памятника-карильона напротив Пискаревского мемориала. Еще в 2012 году наше общество с радостью поддержало этот проект, но по каким-то причинам он пока не продвигается.

Я считаю, что такой памятник-карильон обязательно должен быть построен рядом с Пискаревским мемориалом. Ведь здесь похоронены тысячи людей, не только ленинградцев, а жителей Ленинградской, Новгородской и Псковской областей — тех, кто бежал в Ленинград, когда началась война. Они достойны, чтобы к их могилам не только приносили цветы, но и молились за них. Проспект, где находится Пискаревское кладбище, называется проспектом Непокоренных. Название символическое. И конечно, хочется, чтобы там стояла православная святыня, а не какие-то автомастерские или торговые павильоны. Этот памятник-карильон стал бы достойным символом человеческого подвига...

 

Более 70 лет прошло со дня окончательного снятия с города блокадного кольца. Сменилось несколько поколений. И сегодня каждый день отнимает у нас последних свидетелей тех страшных событий. Истончается живая нить памяти, оставляя для потомков только фото- и документальные свидетельства пережитых ужасов и героизма людей, боровшихся за свой город, за свободу, за жизнь. И только в наших силах сохранить и передать эти воспоминания будущим поколениям, как это старается делать обычный человек Грачья Погосян. Он готов обсудить с неравнодушными людьми все возможности по совместной реализации мемориального проекта, не терпящей отлагательства. Пока не прервалась связь времен и поколений. Летом 2016 г. мы будем отмечать уже 75 лет со дня начала Великой Отечественной войны.

 

 


1   ПОГОСЯН ГРАЧЬЯ МИСАКОВИЧ — майор запаса ВС РФ, орденоносец «Святого Григория Просветителя» Армянской Апостольской церкви и ордена Русской Православной Церкви «Славы и Чести» III степени, член церковного и попечительского советов Армянской Апостольской Церкви г. Санкт-Петербурга, почетный член общества «Жители блокадного Ленинграда» Кировского муниципального района Ленинградской области и почетный член этого общества г. Санкт-Петербурга, член Совета ветеранов войны и военной службы — однополчан Санкт-Петербурга и Ленинградской области. За минувшие годы по его инициативе и на средства на территории России, Армении, Грузии, Белоруссии, Монголии, Словакии, Эстонии было установлено свыше 50 духовных памятников, 15 из них посвящены событиям и героям Великой Отечественной войны, 6 — установлены на территории Ленинградской области. Также создано 6 документальных фильмов, признанных одними из лучших Министерством обороны РФ, и издано 5 книг на тему Великой Отечественной войны.
  Сведения из статьи «Царский поклонный крест как продолжение святоотеческой традиции Православной Церкви» Виктора Неключимого.