Великий отец кадет России К. К. Романов

Новиков В.С.

Филлипов Э.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

                                           

                                                                                                                   Пускай твои растут
                                                                                                                   и крепнут крылья,
                                                                                                                   Чтоб мог и ты,
                                                                                                                   святым огнем горя,
                                                                                                                   Стать головой
                                                                                                                   за Русь и за Царя.
                                                                                                                                       К. Р.

Эти строки из стихотворения Великого князя Константина Константиновича «Кадету» после их опубликования в 1909 году знал каждый, кто имел счастье быть причисленным к славному племени российских кадет. Великий князь, являясь Главным начальником военно-учебных заведений, заслужил у воспитанников всех кадетских корпусов самую восторженную, поистине сыновнюю любовь. Являясь одним из наиболее культурных людей России того времени, человек большой гуманности, обладающий даром привлекать к себе сердца молодежи, которую он любил и понимал, Великий князь открыл ей свое большое сердце и посвятил лучшие силы своей исключительно красивой души. Кадеты быстро оценили его идеи и заботы и ответили на них такой же беспредельной любовью, таким же доверием. Поэтому его не случайно в Императорской России называли Отцом всех кадет.

То время, когда Константин Константинович начальствовал над военно-учебными заведениями, было периодом высшей стадии развития либерально-революционных устремлений к подрыву основ российской государственности. Кадеты, жизнь которых должна была быть посвящена служению Отечеству на военном поприще, постоянно подвергались влиянию нигилизма, уже крепко укоренившегося в гражданских учебных заведениях.

Великий князь Константин Константинович, как военный педагог, прекрасно понимал, что в этой борьбе со злом за юные души нельзя рассчитывать на успех, используя только запретительные меры. В них он видел крайность, которую, безусловно, со счетов не сбрасывал. В основе воспитания военной молодежи он видел духовность, на которой должна базироваться нравственность.

И вот что удивительно. Успех не заставил себя долго ждать. Старые кадетские принципы остались в неприкосновенности. Но Великий князь придал этому некоторую новизну, и жизнь корпусов озарилась необыкновенной духовностью православного христолюбивого воинства, которая, во имя Божией заповеди, формировала у молодежи характеры в Доблести, Добре и Красоте.

Константин Константинович всегда подчеркивал: «Звание воина почетно, а кадета, как будущего офицера, особенно». В своей работе Великий князь всегда соблюдал педагогические принципы, а именно: 1) недостаточно надеть форму кадета, а затем и офицера — надо суметь с достоинством пронести ее через всю жизнь; 2) издеваться над солдатом, тем более бить его — нельзя. Его можно и должно любить, учить и суметь сделать из него истинного воина — слугу Царя и Родины. На это способен только образованный офицер; 3) нельзя отворачиваться от науки, нужно знать не только математику и физику, но и русскую литературу, историю, географию, музыку; 4) нельзя презирать невоенных людей и чваниться перед ними. Слова «шпак», «штафирка» должны исчезнуть. И среди невоенных, даже самых маленьких людей были, есть и будут верные и преданные слуги Родины.

Константин Константинович был наделен редким даром подбирать помощников под стать себе. Он, вопреки обычаю, назначал директорами корпусов не уставших от строя генералов, а молодых и деятельных полковников. Он постоянно проявлял заботу об обучении офицеров-воспитателей. Именно при нем в Петербурге открылись курсы переподготовки, на которых занятия проводили лучшие профессора столицы. Все воспитатели кадет в обязательном порядке должны были пройти обучение на этих курсах! После завершения обучения офицеры возвращались в корпуса. Очевидцы утверждали, что офицеры возвращались в корпуса «точно хорошо вымытые и освеженные в прекрасной бане».

Военно-педагогические усилия Великого князя дали прекрасные результаты. Еще перед Русско-японской войной армия с удовлетворением отмечала, что из корпусов в военные училища стали приходить образованные, скромные, мыслящие и работящие юноши, горящие желанием служить Отечеству.

Ознакомимся более детально с жизнью и деятельностью генерал-адъютанта, генерала от инфантерии Великого князя Константина Константиновича, патриота России.

Великий князь Константин Константинович родился 10 августа 1858 года. Вероисповедание православное, воспитывался в России под наблюдением Августейших родителей.

Отец его — Великий князь Константин Николаевич (сын Императора Николая I), человек, который имел прекрасное образование и был тесным образом связан с реформами Царя-Освободителя Императора Александра II, отменившего крепостное право. Он добился отмены телесных наказаний на флоте. Великий князь Константин Николаевич был генерал-адмиралом Российского Императорского флота и по семейной традиции определил сына своего на морскую службу, которую тот начал ребенком.

Окончив Морской кадетский корпус, с 1870 до 1874 года Константин Константинович был приписан на фрегаты «Громобой», «Пересвет» и на корвет «Жемчуг». В 1875 году находился в дальнем плавании на фрегате «Светлана». В 1876 году на том же фрегате в составе русской эскадры побывал в Нью-Йорке. В 1876 году в составе экипажа фрегата «Светлана» отбыл в действующую армию на Дунай.

В 1875 году вспыхнуло восстание в населенных сербами турецких областях Боснии и Герцеговины, а затем и в Болгарии. Причиной восстания послужили жестокие притеснения. Турки подавляли его с неимоверными жестокостями, но безуспешно. В 1876 году Черногория и Сербия открыто начали войну с Турцией. Во главе сербских войск действовал русский отставной генерал Черняев.

Страдания балканских славян под игом турок и борьба черногорцев и сербов за своих братьев вызвали в русском обществе возбуждение. Особые «славянские» комитеты собирали пожертвования в пользу восставших. Формировались отряды добровольцев и спешили на помощь сербам в армию Черняева.

В апреле 1877 года Император Александр II объявил Турции войну.

Великий князь Константин Константинович в октябре 1877 года участвовал в нескольких рекогносцировках и необходимых приготовлениях к уничтожению турецкого моста, строившегося у Силистрии. В отряде юнкеров в ночном нападении участвовал и Великий князь, который спустил брандер на турецкий пароход под огнем батарей и стрелков всей силистрийской оборонительной линии.

Ввиду того, что после Крымской войны Россия потеряла право иметь военный флот в Черном море, все операции во время Русско-турецкой войны сводились к смелым атакам русских малых катеров, вооруженных шестовыми минами или только что появившимися самодвижущимися торпедами, против турецких военных кораблей и речных мониторов, хорошо вооруженных, а иногда и хорошо бронированных.

14 января 1878 года произошло первое в истории морских войн успешное применение торпедного оружия. Два минных катера, «Чесма» и «Синоп», спущенные с парохода «Великий князь Константин», которым командовал лейтенант С. О. Макаров (будущий знаменитый адмирал), потопили на батумском рейде своими торпедами турецкий пароход-фрегат «Интибах».

За боевые заслуги в Русско-турецкой войне Великий князь Константин Константинович награжден орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени, медалью «За войну 1877–78 гг.», Русским крестом за переход через Дунай, болгарскими и сербскими орденами.

С 1879 года начинается общественная и научная деятельность Великого князя. Он принял звание почетного члена Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии; Общества спасения на водах; Православного Палестинского общества, существующего и поныне под руководством святейшего заграничного Синода.

В конце 1883 года Великий князь по состоянию здоровья переведен в лейб-гвардии Измайловский полк. В 1884 году назначен в этом же полку командиром роты Его Величества.

Отдавая всего себя службе, Великий князь Константин Константинович нашел время, чтобы в лейб-гвардии Измайловском полку основать так называемые «Измайловские досуги» — литературно-музыкальное офицерское общество, основной целью которого было в свободное от службы время повышать уровень культуры русского офицера и тем способствовать его развитию как воспитателя солдата. На «Досугах» офицеры полка демонстрировали свои таланты в музыке и литературе, знакомились с произведениями русских писателей и поэтов, там же Великий князь читал свои стихи, многие из которых были переложены Чайковским на музыку. Время «Измайловских досугов» повело к созданию поэтических циклов Августейшего автора «В строю» и «Из полковой жизни». Одним из самых популярных стихотворений этих циклов было «Умер бедняга», ставшее народной песней, известной и поныне. Вся Россия знала поэта, подписывавшего свои произведения инициалами «К. Р.».

В 1889 году Великий князь Константин Константинович назначен президентом Императорской Академии наук. На этом посту он энергично провел коренные преобразования в работе Академии. Он начал расширять круг ответственности этого учреждения за состояние наук, привлекать к академическим исследованиям людей, не имевших научных степеней, но обладающих большими знаниями и умеющих сочетать их с полезным практическим применением. Примером может служить проект ледокола «Ермак», предложенный адмиралом С. О. Макаровым, который пытался «протолкнуть» его по каналам морского ведомства. Великий князь предложил Макарову представить проект группе академиков и специалистов. Представление было поддержано Академией наук, и проект осуществлен.

Великий князь был председателем комиссии по градусному измерению островов Шпицбергена; организатором экспедиции известного ученого-гидролога капитан-лейтенанта Александра Васильевича Колчака (выпускника Морского кадетского корпуса 1894 года, впоследствии полярного исследователя, вождя белого движения) в Арктику; благодаря усилиям Константина Константиновича была назначена межведомственная комиссия по переходу к григорианскому календарю или календарю, изобретенному П. М. Салагиловым.

Великий князь Константин Константинович также состоял почетным членом Общества содействия русскому торговому мореходству, принял под свое покровительство Южно-Русское общество акклиматизации.

В марте 1900 года Константин Константинович по воле Императора Николая II назначается Главным начальником военно-учебных заведений с освобождением от должности командира лейб-гвардии Преображенского полка, которую занимал в течение шести лет.

1901  год — он почетный член Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию; член московского Общества распространения коммерческого образования.

1902   год — он член Международного конгресса по рыбоводству и рыболовству.

26 февраля 1910 года Великий князь назначается Генерал-инспектором военно-учебных заведений.

Таким образом, Константин Константинович находился во главе военного образования беспрерывно в течение пятнадцати лет.

Великий князь возвратил кадетским корпусам знамена, которые были сданы в архив при переименовании корпусов в военные гимназии, и отдал распоряжение выносить их в строй на парадах «как наивысшую воинскую святыню и лучшее украшение кадетского строя». Проведший всю свою молодость в строю, прежде — командир роты в лейб-гвардии Измайловском полку и командир лейб-гвардии Преображенского полка, Великий князь хорошо понимал, что представляет знамя для военного воспитания.

12 ноября 1913 года, благодаря Главному инспектору военно-учебных заведений, знамена были пожалованы и тем корпусам, которые их еще не имели. Причем Константин Константинович посчитал необходимым лично вручить знамена каждому кадетскому корпусу в торжественной обстановке, «испытывая при этом гордость и восторг вместе с кадетами, видя знамя в строю корпуса». Позднее об этом он писал в своих воспоминаниях.

Несмотря на то, что кадетские корпуса России обходились Императору очень дорого, однако Великий князь проблему с их обеспечением всем необходимым решал успешно. Константин Константинович проводил большую работу, чтобы кадетские корпуса юношам прививали любовь к Родине, Армии и Флоту, укрепляли военное сословие, проникнутое благодетельными традициями, вырабатывали почву, на которой произрастала российская военная слава. Кадетская среда и сама обстановка в корпусе готовили подростков и юношей к той жертвенности, которая вся выражена в нашей, русской формуле «Сам погибай, а товарища выручай».

Наружный лоск и подтянутость кадет были общеизвестны, погоны являлись предметом гордости каждого кадета, и он с детства привыкал их уважать. Образовательный и культурный уровень корпусов был выше, чем в средних учебных заведениях гражданского ведомства. На протяжении двух столетий Россия знала, кроме военных героев и полководцев, целый ряд ученых, писателей, художников, поэтов, композиторов, мореплавателей, путешественников и даже духовных подвижников и великих пастырей, вышедших из кадетской среды, то есть людей, которые являлись прямыми творцами великой и бессмертной русской культуры.

Великий князь стремился к тому, чтобы мировоззрение кадет было простым и ясным, и это мировоззрение культивировалось только в старых стенах кадетских корпусов; независимо от цвета погон душа у всех кадет была одна, находился ли корпус в Петербурге, Москве, Полоцке или Симбирске. И в столице, и в глухой провинции — везде кадеты были едины.

Воспоминания бывших кадет свидетельствуют, что в те времена как-то особенно никто не внушал любви к Царю и Родине и никто не твердил о долге, доблести и самопожертвовании. Но во всей корпусной жизни было нечто такое, что без слов говорило об этих высоких понятиях, говорило детской душе о том, что она приобщается к тому миру, где смерть за Отечество есть святое и само собой разумеющееся дело.

Константин Константинович добивался того, чтобы моральный дух в корпусах был крепким. Достаточно вспомнить революцию 1905 года, когда зараза анархии коснулась всех без исключения гражданских учебных заведений. Только кадетские корпуса остались спокойными островками среди штормового революционного моря.

Офицерами-воспитателями в работе всегда обращалось внимание на кадетскую спайку, которая основывалась на абсолютном равенстве всех и каждого. Сын армейского капитана и сын командира дивизии, кадет, носящий громкую в истории фамилию, и кадет с фамилией обыкновенной, богатый и бедный, русский, черкес, грузин, армянин и т. д. — все в стенах корпуса чувствовали себя совершенно равными. Только по своим личным качествам, по тому, были ли они хорошими или плохими товарищами, различались кадеты в корпусе. И всегда — как в корпусе, так и потом, во взрослой жизни — кадет кадету был и оставался другом и братом.

Ветераны кадетского движения твердо верят в то, что их голос, голос последних носителей кадетских традиций и преданий, найдет отзвук в душах всех будущих кадет, которым будет суждено создать свободную Россию.

Когда читаешь книги с воспоминаниями старых кадет, то там находишь записи, что в том, что они такие, а не другие, большая заслуга принадлежит Великому князю Константину Константиновичу. Всю свою светлую и любящую душу он посвятил кадетам и окончательно уничтожил в кадетских корпусах остатки казарменно-казенного духа. Подняв на должную высоту учебный процесс, он одновременно сумел подобрать тот воспитательский состав, который сразу и до конца усвоил: дело офицера-воспитателя не столько в том, чтобы карать, сколько в том, чтобы любить кадет и заботиться о них. Вместо грубых людей в корпуса пришли воспитатели по призванию, заботливые опекуны и умудренные жизненным опытом учителя.

В результате неустанных забот Великого князя о кадетских корпусах они ко времени Первой мировой войны стали образцовыми средними учебными заведениями с программой реальных училищ, готовившими молодых людей к поступлению в военные училища и высшие школы. В то же время корпуса были и лучшими в России школами государственнического и национального воспитания.

Стало хорошей традицией, когда поступившему в корпус кадету выдавался именной экземпляр Евангелия с благословением Великого князя. На первой его странице были напечатаны стихи:

Пусть эта Книга Священная
Спутница вам неизменная
Будет везде и всегда.
Пусть эта Книга Спасения
Вам подает утешение
В годы борьбы и труда.
                                          К. Р.

Многие из старых кадет, покидая Родину, взяли ее с собой в изгнание среди немногих вещей, напоминающих им дорогое прошлое.

В бытность свою Главным начальником военно-учебных заведений Великий князь почти никогда не утверждал решений об исключении кадет из корпусов, не желая губить их будущее, считая, что раз родители отдали сына на воспитание государству, они вправе рассчитывать, что он окончит корпус. Если же кадет разбаловался и плохо учится, то это вина его воспитателя, за которую нельзя наказывать ребенка, а тем более его родителей.

Подводя итоги краткого рассказа о Великом князе Константине Константиновиче, нельзя не сказать о его любви к незаметному герою — русскому солдату, совершившему великие воинские подвиги. Эти свои чувства Великий князь перенес на воспитанников военно-учебных заведений, которые отвечали ему любовью и глубоким уважением.

15 июня 1915 года Великий князь Константин Константинович скончался.

 

Литература

  1. Алпатов Н. И. Историческая справка о кадетских корпусах в России XIX в. // Советская педагогика. 1944. № 1.
  2. Андрушкевич И. Исторический долг // Бюллетень Объединения кадет российских кадетских корпусов в Сан-Франциско. 1996. № 50.
  3. Бобровский П. О. К истории военно-учебной реформы Императора Александра II // Русская старина. 1887. № 3.
  4. Крылов В. М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб., 1998.
  5. Новиков В. С., Филиппов Э. М. Виват, кадеты! СПб.: СРП «Павел» ВОГ, 2009.
  6. Новиков В. С., Филиппов Э. М. России служим с детства. СПб.: «СПб. СРП «Павел» ВОГ, 2011.
  7. Филиппов Э. М. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность. СПб., 1997.
  8. Харламов В. И. Русская школа (1700–1917). Кн. 1–2. М., 1997.