Подвиг на века его не забыть, не умалить, не оболгать

Связь времен Просмотров: 4291

К 70-летию Великой Победы

Есть даты-символы, праздники проходные и всенародно любимые, как Новый год. 9 мая — день, священный для каждого из нас. Это праздник «со слезами на глазах», как поется в знаменитой песне Давида Тухманова.

Нет, наверное, семьи ни в одной из республик Содружества Независимых Государств, которую бы не опалило войной. Не стал исключением и наш дом. Мой дед по материнской линии Георгий Гвенцадзе погиб, обороняя Севастополь. Всю войну прошел тесть — Анатолий Стукалов. Дед по отцовской линии Михаил Айдинов получил награды за доблестный труд в тылу. Эшелоны на фронт сопровождала мамина мама Татьяна Балибина.

Судьба Георгия Гвенцадзе в этом отношении особенно характерна. Секретарь парткома управления Закавказской железной дороги, как и другие ответственные работники его ранга, имел законную бронь на военизированном в то время транспорте.

Работы в тылу было невпроворот. Но для отца троих детей не возникло ни тени сомнения: в час испытаний все как один должны встать на защиту Отчизны. Вот почему он пошел добровольцем в военкомат в первый же день — 22 июня 1941 года.

Сражался комиссар в составе знаменитой 414-й Анапской дивизии. Погиб в кровавой мясорубке под Севастополем в первый же год войны, не дожив до тридцатипятилетия. Вслед за мужем пошла в действующую армию Татьяна Григорьевна, оставив дома маленьких Бориса, Жору и Эльвиру.

Семнадцатилетним мальчишкой удрал в Москву из Сибири, далекого Красноярского края, Толя Стукалов. После окончания трехмесячных артиллерийских курсов молоденькому лейтенанту довелось командовать людьми, которым он по возрасту годился в сыновья, а то и во внуки. Немного людей его поколения (а родился Анатолий Федорович 25 декабря 1924 года) дожили до Победы. Он же прошел с боями всю Россию, Белоруссию, Польшу, встретил 9 Мая в Германии.

В послевоенные годы кавалеру орденов Отечественной войны I и II степеней, Красного Знамени, Красной Звезды, многочисленных медалей довелось служить в Прикарпатском военном округе, Венгрии, в Забайкальском военном округе. Умер он в 60 лет — сказались старые фронтовые раны.

...Только одна семья, рядовая, и вместе с тем типичная по своему социальному и национальному срезу для канувшего в небытие Советского Союза. Рабочие, служащие, представители творческой интеллигенции. Грузины, армяне, русские. И всех их объединяла любовь и беззаветная преданность Родине, самоотверженность, повышенное чувство долга.

В конце восьмидесятых годов на волне национальных движений стали всплывать нелюди, пытавшиеся переписать нашу общую историю заново. Особенно усердствовала эта «пена» в Западной Украине и Прибалтике, где новоявленными героями объявили Степана Бандеру, оуновцев — членов организации украинских националистов, эстонский «Кайселлит», литовских «лесных братьев» и прочих отщепенцев, сотрудничавших с фашистским режимом. Там уже не считалось постыдным участие в боевых действиях в составе «оккупационной армии». Началась волна переименований, война с памятниками, забвение ветеранов.

Увы, чаша сия не миновала и Закавказье, где руки вандалов также прошлись по священным памятникам, отображающим всенародный подвиг в годы Великой Отечественной. До сих пор немым укором о недавнем прошлом напоминают поврежденные монументы в парке Ваке (как стыдливо переименовали парк Победы), бюсты генерала Леселидзе, маршала Геловани.

История, увы, не сохранила точной даты этого события и имени его исполнителей. В один далеко не прекрасный день посетители тбилисского парка Ваке не обнаружили на привычных местах восемь бронзовых фигур Мемориала славы, увековечившего ратный и трудовой подвиг народа в Великой Отечественной войне.

К счастью, вандалам не удалось полностью осуществить свой замысел: остались неповрежденными 28-метровая статуя Победы и чаша Вечного огня у могилы Неизвестного солдата. Эта величественная композиция на фоне многоступенчатого каскада воды являлась предметом гордости тбилисцев. Сюда неизменно приводили гостей, любили приходить ветераны и молодежь, чтобы поклониться памяти отдавших свои жизни за наше будущее. И вот на месте некогда величественного мемориала, созданного архитекторами Владимиром Алекси-Месхишвили и Киазо Нахуцришвили, зияющая рана.

А каково положение других памятников, посвященных военной тематике? Вопрос этот особенно актуален сегодня, в преддверии семидесятилетия Великой Победы. Судьба воинских мемориалов мало чем отличается от незавидной судьбы памятников историко-революционной тематики. Исчез в неизвестном направлении стоящий на постаменте на Кукийском кладбище танк. Отбиты нос и часть меча с бюста генерала К. Леселидзе на одноименной улице, название которой тоже было изменено. Был облит краской бюст маршала А. Геловани на проспекте Важа Пшавела. И все это — только в одном Тбилиси.

В присной памяти времена Михаила Саакашвили и вовсе предпринимались попытки переписать историю. В центре Тбилиси был открыт музей оккупации (интересно, о какой оккупации идет речь, 25 февраля 1921 года «красные» грузины во главе с Серго Орджоникидзе свергли «белых» грузин). Даже Великая Отечественная война, в которой приняли участие около 700 тысяч граждан республики, а погибли свыше 300 тысяч, стала подаваться, как «чужая война». Было отменено официальное празднование 9 Мая.

В эти непростые времена всю нагрузку по сохранению памяти о Великой Победе, военно-патриотическому воспитанию взяли на себя неправительственные организации, входящие в Союз российских соотечественников Грузии «Отчизна». Мы ухаживаем за могилами умерших в госпиталях участников войны, мемориалами, памятниками, поддерживаем — морально и материально — живых участников великих сражений.

После поражения Единого национального движения Грузии на парламентских выборах 1 октября 2012 года ситуация в стране, к счастью, стала меняться к лучшему. В последнем праздновании Дня Победы приняли участие первые лица новой власти — коалиции «Грузинская мечта». Ветеранам вновь оказываются прежние почести, проводятся торжественные собрания, возложение венков к могиле Неизвестного солдата, чествование фронтовиков. Надеюсь, так будет и впредь. Ведь уважение к прошлому — в лучших традициях наших народов.

 

 

 

 

 

Об авторе

Айдинов М. Ю. (г. Тбилиси)