Уроки холодной войны

Холодная война — глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов XX века.

Одной из главных составляющих конфронтации была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями мироустройства являлось основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы — победительницы во Второй мировой войне — пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага».

Выражение «холодная война» впервые употребил 16 апреля 1947 года Бернард Барух, советник президента США Гарри Трумэна, в речи перед палатой представителей штата Южная Каролина1.

Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в военной сфере. С самого начала противостояния развернулся процесс милитаризации двух сверхдержав.

США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками — НАТО и Варшавским договором.

Хотя США и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооруженных конфликтов по всему миру.

Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Противоборство с переменным успехом проходило и в сфере освоения космического пространства. Формальным началом холодной войны считается 5 марта 1946 года, когда Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании, произнес знаменитую речь в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англо-саксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. США и Великобритания были крайне озабочены усилением позиций и влияния СССР после окончания Второй мировой войны, как в Европе, так и во всем мире. Они были напуганы появлением в европейских странах прокоммунистических правительств.

У. Черчилль заявил: «...Факты таковы: это, конечно, не та освобожденная Европа, за которую мы боролись. Это не то, что необходимо для постоянного мира»2. Неделей позже И. С. Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне против СССР.

12 марта 1947 года президент США Гарри Трумэн выступил с доктриной, в которой содержание начинающегося соперничества США и СССР определил как конфликт демократии и тоталитаризма.

Если оставить без внимания привычную для Запада риторику, то причина начала и развертывания холодной войны в мировом масштабе состояла в том, что американская администрация осознала невозможность уничтожения России обычными военными методами. Тогда в недрах госаппарата США стали вырабатываться планы всеобщей психологической и пропагандистской войны против СССР, на которую выделялись многие миллиарды долларов.

Определяя характер этой войны, военно-теоретический журнал НАТО «Дженерал милитари ревью» откровенно писал: «Единственный способ выиграть третью мировую войну — это взорвать Советский Союз изнутри с помощью подрывных средств и разложения. Главный метод войны — противопоставление России всем остальным странам, русского народа — всему остальному миру, а внутри страны — стравливание одних групп населения с другими»3. Разрушение духовных ценностей русских, навязывание чуждых установок в жизни, экономическое изматывание СССР в гонке вооружений, массовая подготовка и внедрение агентов влияния — такая методика заокеанских спецов по развалу СССР была предложена странам Запада. Ее предельно четко и цинично изложил еще в последние месяцы Второй мировой войны будущий директор ЦРУ Аллен Даллес: «Окончится война, кое-как все утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную помощь или ресурсы на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театр, кино — все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху...

Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство, наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов — все это будем насаждать ловко и незаметно... Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением... Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них шпионов, космополитов. Вот так мы это и сделаем»4.

4 апреля 1949 года США создает военно-политический блок НАТО. В ответ 14 мая 1955 года СССР организовал Варшавский договор. Следует отметить, что СССР и его союзники были вынуждены в ходе холодной войны постоянно принимать ответные меры, чтобы обезопасить себя, добиться военного и экономического паритета, удержать равновесие сил и тем самым обеспечить в течение нескольких десятилетий мир на земле. Главными проявлениями холодной войны стали:

— образование на долгие годы двуполярного мира;

— острое политическое и идеологическое противостояние между коммунистической и западной либеральной системами;

— создание каждой из сторон военных (НАТО, СЕАТО, СЕНТО, Варшавский договор и др.) и экономических (ЕЭС, АСЕАН, СЭВ и др.) союзов;

— организация по всему миру сети военных баз США и СССР на территории иностранных государств;

— форсирование гонки вооружений и военных приготовлений;

— постоянно возникающие международные кризисы (Берлинский, Карибский кризисы, войны в Корее, Вьетнаме, Афганистане);

— негласный раздел мира на «сферы влияния»;

— поддержка оппозиционных сил в странах идеологического противника. СССР материально поддерживал коммунистические и некоторые левые партии Запада и развивающихся стран, стимулировал деколонизацию зависимых государств.

В свою очередь спецслужбы США и Великобритании поддерживали антисоветские организации в СССР и в странах Восточной Европы (Народно-трудовой союз), помогали «Солидарности» в Польше, афганским моджахедам и «Контрас» в Никарагуа;

Информационная война в СМИ и радиоэфире.

Джозеф Най, профессор Гарвардского университета (США), выступая на конференции «От Фултона до Мальты: как начиналась и как закончилась холодная война» (Горбачев-фонд, март 2005 года) указал на уроки, которые следует извлечь Западу из холодной войны:

— кровопролитие как средство урегулирования глобальных или региональных конфликтов не является неизбежным;

— существенную сдерживающую роль сыграло наличие у противоборствующих сторон ядерного оружия и понимание того, каким может стать мир после ядерного конфликта;

— ход развития конфликтов тесно связан с личными качествами конкретных лидеров (Иосиф Сталин и Гарри Трумэн, Михаил Горбачев и Рональд Рейган);

— военная мощь имеет существенное, но не решающее значение (США потерпели поражение во Вьетнаме, а СССР — в Афганистане); в эпоху национализма и третьей индустриальной (информационной) революции управлять враждебно настроенным населением оккупированной станы невозможно;

— в этих условиях гораздо большую роль приобретает экономическая мощь государства и способность экономической системы приспосабливаться к требованиям современности, способность к постоянным инновациям.

Значительную роль играет использование мягких форм влияния, или soft power, то есть способности добиться от других желаемого, не принуждая (запугивая) их и не покупая их согласие, а привлекая на свою сторону. Сразу же после разгрома нацизма СССР и коммунистические идеи обладали серьезным потенциалом soft power, но большая часть его была утрачена после событий в Венгрии и Чехословакии, и этот процесс продолжался по мере использования Советским Союзом своей военной мощи.

А какие выводы должны сделать россияне? На последнем этапе холодной войны, когда на сторону противника перешло почти все высшее руководство СССР и влиятельная часть интеллектуальной элиты, им удалось парализовать сознание и волю большинства граждан, молниеносно провести капитуляцию и разоружение СССР, а затем разделить доставшиеся баснословные трофеи. Это уже факт истории, а нам, если хотим выжить, как народ, надо из этого факта извлечь урок.

По расчетам великого Д. И. Менделеева, к концу XX века в России должно было жить 400 миллионов граждан. Многие в прошлом веке прочили России величайшее будущее. Однако все сложилось иначе. Русские пережили две национальные катастрофы — 1917 и 1991 годов, а нынче подошли к третьей. Мы очень близки к точке невозврата. За один век на Россию выпало столько несчастий и испытаний, что хватило бы на десять народов.

Более двадцати лет, прошедших после окончания холодной войны, показали, что в однополярном мире место для России есть лишь на задворках, ей отводится роль сырьевой базы Запада, который последовательно готовится к расчленению Российской Федерации на карликовые, зависимые от него княжества.

В целом ряде основательных российских исследований показано, что далеко не все удалось воплотить из советского проекта. Наше общество не выдержало искусственно созданной гонки вооружений, измены высшего руководства СССР, организованных пятой колонной агентов влияния системных экономических кризисов. Все это усугубила многолетняя тяжелая и до сих пор плохо понятая нами холодная война с Западом. Советский проект был пресечен, а советский строй во многих своих проявлениях уничтожен5.

Думается, что мы поднимем Россию с колен, если выработаем новую идеологию, новую сферу ценностей, воодушевляющую национальную идею, если сможем внедрить в сознание наших сограждан становые инновации: духовное выше материального; общее выше личного; справедливость выше закона; будущее выше настоящего и прошлого.

Мы возродимся, если сделаем серьезные выводы из опыта холодной войны, если будем помнить слова В. Ключевского: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание своих уроков».

Стоит еще сказать о том, что холодная война, как война цивилизационная, с поражением СССР вовсе не закончилась в принципе. Она перешла лишь в новую стадию и прикрывается новой фразеологией. Теперь уже нет пугала коммунизма, говорят «русский медведь», «русский фашизм», «русская мафия». И реальные подрывные акции Запада против России, пожалуй, еще более жестоки, чем были во времена СССР. Об этом свидетельствуют события на Украине.

Прогнозы дело неблагодарное. Но обратимся к фактам. После избрания Петра Порошенко президентом Украины «антитеррористическая операция» на Юго-Востоке страны не прекращается, а вступает в новую фазу с использованием тяжелого оружия: танков и артиллерии. Поток беженцев в Россию растет.

Несмотря на катастрофическое развитие экономики и бюджета, украинское руководство взяло курс на милитаризацию страны. Объявлена всеобщая мобилизация, на полную мощь запущена военная промышленность. Харьковский и Львовский танковые заводы заняты изготовлением новых ББМ, ремонтируют 25 танков в неделю. Одесский и Чугуевский авиазаводы восстанавливают снятые с консервации самолеты. Вооруженный конфликт в Донбассе используется как полигон для создания боеспособной армии, численность которой с помощью американских инструкторов планируется уже до Нового года довести до полумиллиона человек. П. Порошенко сделал недвусмысленные заявления: «Нам стоит привыкнуть к жизни в условиях постоянной боевой готовности», «Армия и ее перевооружение — наш главный приоритет», «Россия оккупировала Крым, который был и есть украинский. Вчера я так и сказал на встрече в Нормандии Президенту Путину», «Мы — народ, который был оторван от своей великой Родины, Европы, возвращаемся к ней. Окончательно и бесповоротно».

Все это на фоне тотальной антироссийской пропаганды в украинском медиапространстве.

Мы видим полную зависимость марионеточного режима в Киеве от американских хозяев, когда на украинском языке провозглашается то, что диктуется на английском.

Сегодня многие люди понимают, что американские стратеги пытаются развязать в Европе четвертую мировую войну для решения своих геополитических и финансово-экономических проблем.

Агрессивность США связана с геополитической традицией, с которой они за 250 лет прошли путь от британской колонии до единственной глобальной сверхдержавы.

Мир в последние годы переходит к новому, шестому глобальному технологическому укладу. Лидерам предыдущих укладов, таким как США, во время этих переходов трудно сохранить первенство, потому что они зависят от перенакопления капитала в устаревших производствах. Чтобы остановить быстро развивающиеся страны, США вынуждены прибегать к силовым приемам. Заметьте: все три мировые войны XX века (две «горячих» и «холодная») были развязаны как раз в связи со сменой глобальных технологических укладов.

Сопротивление Донбасса надо рассматривать не только как движение в защиту местного населения от фашистской хунты, но и в защиту России от американской агрессии, а также всего мира от четвертой мировой войны, которая, увы, уже несколько лет как началась.

Не надо думать, что Россия, сдав Донбасс, обретет спокойствие на своих границах и внутри страны. На очереди будет Крым, активизация российской пятой колонны, попытки организации Российского майдана.

Уместно вспомнить высказывание У. Черчилля: «Тот, кто между позором и войной выбирает позор, получает позор и войну».

США любой ценой будет втягивать Россию в боевые действия, побуждать ввести войска на Украину. Сегодня нашу страну обвиняют в агрессии против суверенного государства, применяют финансовые санкции с целью списания американских обязательств перед российскими структурами в несколько сотен миллиардов долларов и смягчат свое запредельное долговое бремя.

Санкции против РФ нанесут странам ЕС ущерб на сумму около триллиона евро, что серьезно ухудшит состояние европейской экономики, ослабит европейских конкурентов США и усилит их зависимость от американцев. США надеются, что при этом возникнет непосильная для России перегрузка, в условиях которой она капитулирует перед американским давлением и пойдет на полную сдачу своих национальных интересов, что приведет к распаду Российской Федерации.

Словом, США на практике осуществляют классическую формулу гуру американской геополитики Збигнева Бжезинского: «Против России, за счет России и на обломках России».

Думается, при всем этом и США не смогут обойтись без потерь в схватке с Китаем за глобальное лидерство.

Что же делать? Надо максимально выходить из доллара во внешней торговле и в системе международных расчетов. Нужно полностью ликвидировать российские вложения в американские ценные бумаги. Надо менять налоговую систему, снижая те налоги, которые препятствуют развитию высокотехнологичного производства внутри страны. Надо решительно и четко расставить акценты во взаимоотношениях с нынешним киевским правительством, которое обеспечивает не интересы народа Украины, а интересы олигархов и госдепа США. Нужно развивать и углублять процессы евразийской интеграции, стратегического сотрудничества с Китаем, Индией, странами БРИКС. Следует также активно работать по созданию широкой международной коалиции государств, способных согласованными действиями прекратить американскую агрессию.

Общественная палата Псковской области на Пленарном заседании 27 июня 2014 года приняла Обращение «Прекратить кровопролитие на Украине!», в котором призывает решать возникшие проблемы мирным путем, сесть за стол переговоров, на международном уровне расследовать совершенные против мирных жителей преступления, оказать населению юго-востока Украины моральную поддержку и гуманитарную помощь.


 


1   Bernard Baruch coins the term «Cold War» 16 April 1947 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.history.com.
2    Черчилль У. Вторая мировая война / Сокр. перевод с англ. Кн. 3, т. 5-6. М., 1991, С. 574.
3   Секреты секретных служб, США. М., 1973. С. 293.
4   «Правда», 11.03.1994 г.
5   Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. От начала до наших дней. М.: Алгоритм, 2008.