«...И тридцать три моих стихотворенья выплескивает на берег волна»

Критика, литературоведение Просмотров: 3568

О поэзии и прозе Галины Ильиной

Галина Ильина хорошо известна в литературных кругах Петербурга. В творчестве она далеко не новичок, счастливо сочетает качества молодого поэта и зрелого мастера.

Как у многих русских писателей, художников, артистов, талант Ильиной обогащен и оплодотворен украинской кровью: любовь к песне, чувство музыки унаследованы ею от предков из Малороссии.

В то же время Ильина кровно связана с городом на Неве: ее мать, потомственная петербурженка, всю блокаду вместе с семьей провела в Ленинграде, награждена медалью «За оборону Ленинграда». Об этом времени Галина написала рассказ «Жить в кольце блокады». В доме была большая библиотека и, благодаря матери, работавшей машинисткой, постоянно присутствовал «самиздат». Чтение стихов, книг по философии и искусству формировало в юной девушке эстетические привязанности и любовь к русской поэзии.

Первые стихотворные опыты Галины относятся к школьным годам. Самостоятельный голос молодая поэтесса обретала по мере серьезных занятий, которые начались в ЛИТО «Молодой Петербург» под руководством Алексея Ахматова и продолжились в литературной мастерской Юрия Шестакова. Необходимую поэтическую школу она прошла, не раз участвуя в конференциях молодых писателей Северо-Запада.

С тех пор Ильина публикует свои стихи во многих авторитетных альманахах, сборниках и журналах, среди которых «Пражские огни», «Огни Севера», «Огни Кузбасса», «Вертикаль. XXI век», «Всерусский собор», «Родная Ладога», «Невский альманах», «Окно», «Поэтический форум», «Молодой Петербург», «Петербургские строфы», «Гармония», «Дорога», «Синий апельсин», «6 ЛИТО на Звенигородской», «Литературное Приневье» и др.

Сегодня Ильина — автор уже трех книг стихов: «Радужный дождь», «Радуга в ладонях», «Зачеремушело...».

Стихи поэтессы вносят свою особую ноту в современную петербургскую поэзию. В них привлекает светлое и гармоничное мироощущение автора. Созерцание природы дарит радость и умиротворение, придает жизненную энергию:

Наслаждаюсь каждым глотком
Солнца, ветра, дождя летящего,
Удивляясь тому, что в простом —
Столько главного, настоящего.
                                      «Запрещаю»

Художественный мир Ильиной светел и радостен, полон красок, звуков, ароматов: «Запах сена, солнца, чистоты / И понятный сердцу гомон птичий». Его отличают богатая и оригинальная метафорика («Зеленым вздохом / Тронуты макушки / Плакучих ив...», «Жаром паленая простынь степи»), удачное словотворчество («горьковато-густой цветопад», «в небе радуга-солнцеграй»), языковые находки («плавкая жара» города), олицетворения («Заморосила осень, заслезилась, / Оплакивая череду утрат...»). Чувство русского языка, образное мышление видно даже в однострочном стихотворении-загадке: «Желтая ладошка упала на дорожку» (кленовый лист).

Стихи динамичны, в них есть движение и порыв, ощущение легкости и полноты жизни:

Я два крыла прижму к груди —
Платка узорного два края.
Гляди, как золото играет,
Как счастье душу бередит...
                    «В расшитый золотом платок...»

Лейтмотив — образ неба, связанный с устремленностью к горнему миру, сопряженный с очищением души и сердца («легкое и радостное небо»). И часто присутствующая в стихах горизонталь — «поля бескрайние» сопрягается с вертикалью, как например в цикле «Родина» лес «врос в поднебесье своими верхами».

Плодом рефлексии о собственном творчестве и призвании стали стихотворения «Как рыба без живительной воды...», «Выцвела глаз синева...». Автохарактеристики встречаются в разных стихах, одна из емких — следующая:

Не люблю макияж и грим,
Не терплю показушный дым <...>
И искусственности броня
Неприемлема для меня.

Из мозаики стихов складывается образ лирической героини — выдержанной, рассудительной, спокойной, с сильным характером. Галина с улыбкой обыгрывает свое имя: это и птица-галка, рвущаяся в небо («Я птичьим именем довольна: / И легкокрыла, и вольна»), и «разноцветная галька».

В любовной лирике Ильиной превалирует тема прощания, несбывшейся встречи, горечь расставания («Заметаю следы, / Что протоптаны Вами...»). От раза к разу счастье с любимым оказывается мимолетным, ускользающим («Как тебе живется без меня...», «Я в разлуке смогла позабыть...»). Иногда героиня терпеливо переносит разлуку и готова смириться («Я прощаю долги / И тебя от себя отпускаю...»), иногда — охвачена страстью («Рука моя с твоей рукой...», «Мокропогодица и листопадица...»). Ритмика древнерусских причитаний и плачей реализована в стихотворении «Плач», где героиня вновь прощается с любимым.

Пейзажная лирика Ильиной заключает в себе приобретенный на земных путях духовный опыт. Множество стихов посвящены бесконечным дорогам России («Ложится трасса скатертью под шины...», «Просторы, объемы, пути, километры...»). Это путешествие во времени и пространстве, помогающее понять Россию и одновременно понять себя, смысл своего существования.

Ильина тщательно работает над словом и формой, отсюда богатство метрики и рифмовки в ее творчестве. Таковы удачная тернарная рифма в стихотворении «Времена года», дольники с панторифмическими цепочками и регулярными спондеями в стихах «Смог над городом завис...» («Посерели облака лиц / Опрокинуты дома ниц»); кватернарная скользящая рифмовка в стих. «Прокралась осень»; строфы-пентеты в стихотворении «Какая поздняя весна!» В то же время внутреннему миру героини Ильиной чужда рационалистичность, она отвергает попытки «поверить алгеброй гармонию». Об этом — стихотворение «В горниле сбрендившей погоды...», где Г. Ильина ведет полемику со своим учителем Ю. Шестаковым, певцом «ментального огня»; поэтесса не приемлет искусительную игру ума с вечными понятиями.

Некоторые стихи Ильиной благодаря своей распевности просятся на музыку, как, например, одно из самых совершенных — «В марте»:

Упиваясь синевой
                          рек,
Обновятся небеса
                       в них.
И растает зимних душ
                           снег.
И напишется цветной
                          стих.

В этом стихотворении явственна присущая всей поэзии Г. Ильиной, по словам Л. Стариковой, «философия обновления окружающего мира».

Очень бережно вводится поэтессой тема Творца и мирозданья; взаимоотношения лирической героини с Богом исполнены покаяния и надежды («Внемлю горним мирам / Всё теперь — впереди», «Верую, Господи, верую — / И воскресаю вербою...»). Отношение к святыням всегда очень личное, серьезное и сдержанно-целомудренное, как в стихах «Святой источник» с воплотившейся метафорой: «Чистейшая вода — святой любви глоток».

Художественный талант Галины Ильиной многосторонен, она достигла успехов не только на стихотворном поприще, но и в очеркистике, и в прозе. Ильина — участник пяти литературно-исторических экспедиций по России под руководством Ю. Шестакова. Об этих поездках написала цикл увлекательных очерков, где делится впечатлениями от посещения полей боевой славы (Бородино, Куликово поле, Прохоровка), монастырей (Дивеево, Оптина пустынь, Холки и др.), литературных мест, связанных с именами Пушкина, Есенина, Тютчева, Фета, Некрасова, Рубцова, передает свое чувство сопричастности святыням России.

Книга прозы «Разноцветная галька», куда включены зарисовки с натуры, городские рассказы, детские воспоминания, письма внуку, сказки, путевые заметки, стихи в прозе, — продолжает традицию малых форм русской литературы (от «Камушек на ладони» В. Солоухина до «Крупинок» В. Крупина). Прозу Г. Ильиной отличает изящество стиля, ясность и легкость языка, за которыми стоят подлинные проблемы мира, глубокие смыслы. Слово автора естественное, природное, нравственно цельное, лишенное всякой рисовки. Автор бережно вслушивается в мир и передает музыку живой жизни. Природа для автора и источник вдохновения, и объект созерцания, воплощенная красота: «На самом деле, жизнь удивительна и разноцветна. Она переливается всеми цветами радуги. Наполняет нашу бесцветность, серость, блеклость» («Мои переливы»). И в прозе, как и в поэзии Ильиной, неизменен философский посыл — принятие жизни: «Этот мир мне нравится. Причем, чем дольше живу на свете — тем больше нравится... И полной мерой смогу ощутить это счастье — жить».

В целом тональность миниатюр светло-радостная, но оптимизм автора выстрадан опытом нелегкой жизни. Так, в эссе «Одиночество в сети» звучит тема разобщенности в условиях огромного мегаполиса и виртуальных сетей, «когда пишешь и пишешь, а ответа все нет и нет. И кажется, что на всем белом свете ты одна, и глас вопиющей в сети так похож на глас вопиющего в пустыне!». Размышления о смысле жизни звучат в различных регистрах — от юмористических разговоров на кухне с подругой до бесстрашного самоанализа перед операционным столом: «Остановись. Оглянись. Так ли живешь, то ли делаешь? Господи, Ты снова даешь мне шанс все обдумать, понять, исправить».

Поэтическая образность в описаниях природы наследует традиции М. Пришвина и В. Бианки, как в зарисовке «Три березки», где деревца сравниваются с девушками, у каждой из которых свой особый характер: «беззащитная нагота белых стволов — неизменная, светящаяся даже в хмурой осенней темноте. Кусочек света, пусть неяркий, словно от свечи».

Ильина прекрасно владеет словом и чувствует его. Наблюдает за языком малышей («Говорят дети») и случайно встреченных прохожих («Словотворчество»). В книге есть и тонкий анализ музыки Пьяццоллы с живущей в ней «истерзанной душой» композитора, и рецензия на книгу стихов поэта Бориса Краснова.

От изящных, добрых и смешных историй Галина Ильина поднимается до серьезного осмысления своего пути и молитвенного обращения: «ищу себя на перекрестиях великих русских дорог, ищу смысл своего бытия, ищу Бога. Господи, помоги в моих исканиях» («Подорожная»). Свое творческое credo поэтесса выразила глубокими и искренними словами: «А пока пишется — пишу, дышу, радуюсь этому чуду — слову русскому, что сопровождает меня с рождения, а соединившись однажды с творческими моими муками, являет себя во всей своей чудесной полноте».

 

 

Об авторе

Любомудров А. М. (Санкт-Петербург)