Дом на камне

В Курганской епархии состоялось первое празднование общецерковного прославления сибирского святого преподобного Далмата Исетского

...И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры,
и устремились на дом тот; и он не упал,
потому что основан был на камне.
(Мф. 7:25)

«Преподобне отче наш Далмате, моли Бога о нас», «Преподобне отче наш Далмате, моли Бога о нас», «Преподобне отче наш Далмате, моли Бога о нас», — тысячи голосов мужских, женских, детских гармонично складывались в крепкую, звучную, единогласную молитву великому заступнику Земли Зауральской, а теперь и всей Земли Русской, Далмату Исетскому 6 августа 2013 года, в день первого празднования общецерковного прославления преподобного. Праздник проходил в старинном полуразрушенном Далматовском монастыре Курганской и Шадринской епархии, в церкви во имя иконы «Всех скорбящих Радость». С неколебимой верой первохристиан быть услышанными участники торжества обращались к своему земляку, жившему в XVII веке, как к живому, как к своему современнику. В рациональном сознании статистического нынешнего человека, знающего только себя, уверенного, что Божий мир у него «на посылках», вряд ли имеется представление, как такое может быть: как сибирский монах, основатель этой обители, почивший 300 лет назад, может сегодня о ком-то молить Бога?

Для того чтобы приблизиться к пониманию этого непростого, даже для иного христианина, вопроса следует, наверное, вспомнить о замысле Божием о человеке, о том, что самый высокий дар, которым обладает человек — это способность к Богообщению, подумать о путях монашеского служения, о силе молитвы. Вспомнить и о том, что христианство рождалось в муках, гонениях и страданиях. Праведный христианин с напряжением всех человеческих сил исполнял заповедь Христа «отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16:24). В этом следовании выковывалась та «золотая цепь» последователей Господа, которая, как говорит Симеон Новый Богослов, «утверждается в Боге, будучи неудоборазрываемой». На земле именно монашество обеспечивает «неудоборазрываемость» златой духовной цепи, соединяющей с миром ангельским на небесах, и изливает миру земному, тленному, падшему, это сияние святости, любви и мудрости.

С нашим телесным, сугубо индивидуальным духовным опытом мы мало что знаем об ангелах. Хотя откровение и наблюдение убедительно свидетельствуют, что помимо мира видимого, осязаемого, локализованного во времени и в пространстве, существует мир ангелов, для которых подобных локальных ограничений нет. Они невидимы, неслышимы и являют людям не самих себя, а то, что считают нужным явить. То есть мы можем видеть лишь результаты их деятельности. Современная наука, в ряде экспериментов показав различие действий воли и веры, подтверждает существование ангельского мира. Компьютерные технологии сегодня показали, что «человеческая воля и человеческая вера — это реальная сила, созидающая или разрушающая мир»1. И нет сомнения, что ангельский мир посредует между Господом и человеком, поэтому монаха называют «ангельским образом», и он может быть услышан Господом. Но, только раскрывая в себе заложенный от рода человеческого божественный дар, только «своим ипостасным началом», своим духом монашество может приближаться к Божественному Первоисточнику жизни, осознавая, что цель иночества, как нравственной силы — спасение не только личное, но всего мира, всякой разумной твари.

Известно, что монашеское служение может проходить или в непосредственном контакте с этим миром, или в молитвенном уединении. Старец Далмат (1594–1697) за свои 103 года жизни прошел оба этих уровня служения, на которое ступил, будучи человеком зрелого ума и опытного сердца. В 50 лет от рождения, сын казака, пришедшего в Сибирь с отрядом Ермака, коренной сибиряк, родившийся в городе Березове, имевший семью, детей, дослужившийся до поста градоначальника Тобольска, живший в достатке и почете Дмитрий Иванович Мокринский вдруг, видимо по кончине супруги, решает оставить суетную мирскую жизнь и принять ангельский чин. Он поступает в число братии Невьянского Богоявленского монастыря Верхотурского уезда и вскорости принимает монашеский постриг с именем Далмат. Деятельный характер и духовные способности инока были настолько очевидны, что братия решает избрать его строителем монастыря. Но он от этой обременительной чести отказывается. Нельзя сказать, что монах Далмат испугался тяжкого Креста настоятельства, потому что, вероятно, не без соизволения Божия, выбрал себе, как до него Сергий Радонежский, а после него — Серафим Саровский, не менее тяжелый Крест — Крест пустынножительства, судьбу уединенного молитвенника.

С большим своим келейным образом Успения Божией Матери старец тайно покинул монастырь в поисках благодатного места на берегах реки Исети, где вблизи безлюдного участка, именуемого «Белое Городище», и остановился, и ископал себе пещерку, и продолжил берущий свое начало от древнерусской традиции, от жительства преподобных Антония и Феодосия Печерских подвиг уединенной молитвы.

Что же такое молитва? Почему без молитвы нет спасения? Зачем говорит апостол Павел: «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17)? «Добродетель молитвы совершает таинство нашего единения с Богом, и она есть связь разумных тварей с Творцом» — говорит Григорий Палама. «Вождь хора добродетелей. Ни одна из них не устойчива без молитвы» — свидетельствует Григорий Нисский. В православном учении об Имени Божием говорится, что Имя Божие и Сам Бог сознаются нами нераздельно, как бы отождествляются и не могут быть разделены и противопоставлены. Но это только в молитве, только для нашего сердца. Конечно же, Имя Божие есть только имя, а не Сам Бог. Но оно, если произносится с верою, может творить чудеса, потому что Господь видит нашу веру. Мистическим средством обретения мира является повторение имени Иисуса Христа. Бесстрастная молитва отшельника более всего угождает Богу. «Св. Писания и отеческие ясно показывают, что без совершенного уединения невозможно угодить Богу, как негде любомудрствует и Моисей, сей богопросвещенный отец, что безмолвие рождает подвиг, а подвиг — плач, плач — страх, страх — смирение, смирение — прозрение, прозрение — любовь, любовь же делает душу здравою и бесстрастною, и тогда человек познает, что он недалек от Бога»2.

И почувствовали люди, что «недалек от Бога» монах Далмат, увидели, что крепок дом его души и веры, что не упал он под натиском испытаний, потому что основан был на камне Христовых заповедей. И потянулись к Далмату праведники, и ополчились на него силы зла. Многие скорби, искушения и опасности пришлось претерпеть преподобному Далмату, прежде чем устроился его монастырь. Но противостояние тюменскому татарину Илигею, хозяину мест, где жительствовал старец Далмат, более всего поучительно и символично. Преподобный пред толпой мучителей и убийц, возглавляемых Илигеем, защищался молитвой и призывом Божией помощи, которая один раз выразилась во вразумлении старца умно ответить татарину, а другой раз явилась в образе Божией Матери. Исповедником чудесного заступления Матери Божией явился сам Илигей, с кровожадным замыслом расположившийся на ночлег близ пещеры Далмата. Богоматерь явилась иноверцу во сне и велела не только не трогать старца, но и отдать ему всю окрестную землю. И свирепый татарский воевода покорился преподобному и в знак примирения подарил не только земли, но свои шлем и кольчугу. Они до разорения обители в начале XX века хранились в усыпальнице Далмата.

Воинская атрибутика этого исторического факта, противостояние противоборствующих сторон не на жизнь, а на смерть наводит на мысль, что преподобный Далмат неспроста был призван Господом ко служению именно в пограничном Зауралье, на южных рубежах России, там, где можно было ждать ворогов и с юга, и с востока. И не раз подвергался монастырь-крепость набегам и осадам: его пытались разорить банды иноверцев, осаждали пугачевские отряды. Но Далматовская обитель выстояла. И сегодняшнее прославление святого, который в миру был человеком воинского служения, не есть ли Божий Промысел во укрепление православных границ России пред грядущими, пока еще нам неведомыми военными испытаниями?

Почитание старца Далмата началось еще при его жизни и выражалось в собирании вокруг него братии, жаждущей духовного руководства. И первым, по особому откровению Божию, как свидетельствуют документы, пришедшим к пустыннику, был старец Иоанн из Нижнего Новгорода, ученик старца Дорофея. Предполагается, что это тот самый священноинок Дорофей, автор известного «Цветника», учитель Иисусовой молитвы, о котором упоминает святитель Игнатий Брянчанинов. И здесь просматривается традиция умного делания в Сибири в лице, в том числе и преподобного Далмата, и традиция старчества.

Невозможно переоценить значение подвига, имеющего целью стяжание чистоты и безстрастия, который возлагает на себя опытный молитвенник и исповедник, благодатный старец, являющийся проводником Воли Божией. Одним из врожденных христологических чувств человека является «ученичество у Христа». Избранным дается дар «учительства», дар особый. «Учительство» предполагает диалогичность. Недопустимо пользоваться лишь своим опытом как учителем, предупреждали древние Отцы Церкви. «Кто идет (иноческим путем) самочинно, без евангельского разума, без всякого наставления, тот много претыкается, впадает во многие ямы и сети лукавого, и во многие впадает беды», пишет Марк подвижник3. «Приди и учись у иноков, — говорит Иоанн Златоуст. — Это светильники, сияющие по всей земле, которыми ограждаются и поддерживаются самые города... Ходи к ним чаще, чтобы, очистившись их молитвами и наставлениями от непрестанно приражающихся к тебе скверн, ты мог и настоящую жизнь провести сколько можно лучше и сподобиться будущих благ»4.

По этой причине и вокруг инока Далмата стало увеличиваться число сподвижников и учеников. Иноческое поселение разрасталось, появилась часовня, потом деревянный храм во имя чудесно уцелевшей во время беспощадного пожара келейной иконы старца Успения Божией Матери. Для своих молитвенных подвигов инок Далмат выстроил в ограде отдельную братскую келью, в которой и жил. Отношение умножающейся братии к преподобному Далмату есть свидетельство его безусловного прижизненного почитания как истинного подвижника благочестия. Старец Далмат, не имевший священного сана и формально не являвшийся строителем или настоятелем монастыря, находясь даже в затворе, никогда не оставлял заботу о духовном руководстве братии, а также сестер созданного им по соседству женского Введенского монастыря. И не только братия, но и власти, как церковные, так и светские, не могли не преклониться пред величием духовного подвига преподобного старца.

Праведная кончина старца 25 июня (ст. ст.) 1697 года в возрасте 103 лет ничуть не уменьшила его попечение о духовных чадах, которых становилось все больше и больше. Наоборот, святые, как мы знаем, по своей кончине предстоя престолу Божию, получают большее дерзновение пред Господом и, не ограниченные уже телесной немощью, всегда готовы помочь имеющим нужду в их заступничестве. И люди получают в различных проявлениях чаемое заступничество, потому и простирается сквозь века, вплоть до века нашего, молитва ко святому старцу «Преподобне отче наш Далмате, моли Бога о нас». Не оставлял почивший старец и попечение о своей обители, о Далматовском монастыре, который выстоял во многих испытаниях и был знатнейшим во всей Сибири до наступления известных богоборческих времен.

С расстояния XXI века, много проявлений Промысла Божия видно в истории Далматовского монастыря и его основателя и попечителя Далмата Исетского. Так, не оставляет сомнения Божие заступничество в событиях обретения мощей преподобного старца. Первая попытка их обретения, приходящаяся на конец XIX века, по ряду неубедительных причин не увенчалась успехом. Вероятнее всего это объясняется тем, что накануне богоборческих времен, когда многие мощи святых Земли Русской подверглись кощунственному поруганию и даже уничтожению, Господь «предусмотрел о нас нечто лучшее» (Евр. 11:40). Верится, что Господь сохранил святыню до нашего времени, тоже не отличающегося всенародным духовным единением, и явил ее тогда, когда в ином обличии и другими методами враг рода человеческого ополчился на Землю Русскую, на Церковь Православную и душу христианскую, когда нужны дополнительные духовные скрепы.

Промыслительна и история прославления Далмата Исетского. Человеку, далекому от церковной жизни, не знающему церковных законов, невозможно представить, как много надо было потрудиться в обеспечение вот этого исторического Постановления Священного Синода, сообщающего об общецерковном прославлении святого, которое состоялось в дни Архиерейского собора 4 февраля 2013 года.

 

Из Послания Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим и мирянам Русской Православной Церкви

Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 5 февраля 2013 года

Господь и Бог наш Иисус Христос предупредил Своих учеников: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19). С апостольских времен исторический путь Церкви был связан с исповедничеством, которое заключалось в нелицемерном свидетельстве истины. Брань, воздвигаемая против христиан духом мира сего (1 Кор. 2:12), на протяжении всей истории Церкви имела целью разными способами отвратить человека от своего Создателя и Спасителя. Эта брань состояла не только в попытках соблазнить людей на грех, но и в гонениях, воздвигаемых против последователей Христовых. Но горнило лишений и страданий только укрепляло веру и закаляло сердца верных чад Церкви. Примером терпения в скорбях является преподобный Далмат Исетский, канонизованный в 2004 году в лике местночтимых сибирских святых. Его общецерковное почитание было установлено нынешним Собором. Преподобный Далмат неоднократно был свидетелем разрушения созданного им монастыря, но всякий раз воссоздавал его, строго защищая свою веру и церковные правила и сохраняя при этом глубокое смирение перед ближними.

Трудно проходило и второе обретение мощей преподобного Далмата Исетского, хотя задолго до того старец сам подсказывал о необходимости их обретения, и, являясь в снах крестьянину села Далматова Якову Попову, повелевал не сомневаться в их подлинности. Но лишь в 1994 году по Указу Преосвященнейшего Михаила, епископа Курганского и Шадринского начались археологические раскопки, и день 6 августа стал днем обретения честных мощей преподобного Далмата Исетского. Спустя 10 лет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил совершать почитание преподобного Далмата Исетского в лике местночтимых святых Курганской епархии и Собора Сибирских святых.

В это время будущий Управляющий Курганской и Шадринской епархией архиепископ Тихвинский Константин (Горянов) успешно руководил Санкт-Петербургской Духовной академией и не подозревал, что у Господа о нем другое, более значимое предусмотрение. Тогда, казалось, ярчайшей вехой архиерейского служения Владыки Константина было его участие в подготовке возвращения в Россию и в проведении встречи на родной Русской земле Чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери, состоявшейся в 2004 году. Подвижническим служением в Санкт-Петербургской епархии Владыка Константин в полной мере подтвердил свой высокий титул. Хотя на то время ему не в первый раз приходилось восстанавливать исторические связи, возвращать церковные святыни. Так, в 90-е годы прошлого века он явился одним из активнейших участников возрождения Православия на Белорусской земле, будучи ректором Минской Духовной семинарии. За шесть лет ректорства трудами и молитвами Владыки семинария стала одной из лучших Духовных школ Русской Православной Церкви (РПЦ). Она первой в РПЦ получила статус вуза, а ее дипломы признаны государством. Древний чудотворный образ Жировицкой иконы Божией Матери, не единожды за свою историю чудесным путем возвращавшийся в свою родную обитель — Жировицкий мужской монастырь, способствовал победе Православия в вековой борьбе против унии и латинства в западнорусском крае. Символично, что вблизи этого вырезанного в камне чудотворного, благодатного в помощи образа в сентябре 1990 года игумен Константин был возведен в сан архимандрита, а 16 июня 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с митрополитом Филаретом и другими архиереями Белорусского Экзархата совершил в Успенском соборе Жировицкого монастыря его хиротонию (посвящение) во епископа Новогрудского, викария Минской епархии. В 1992 году была возрождена древняя Новогрудская епархия, основанная еще в 1317 году, и к ректорским обязанностям Владыки присоединились труды управляющего епархией с титулом епископ Новогрудский и Лидский. В резолюции Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II дана высокая оценка трудам епископа Константина: «Следует отметить, что трудами Вашими было, наконец, освобождено здание Минской Духовной семинарии, а в Новогрудской епархии были возвращены Церкви все православные храмы. Ваша принципиальная позиция предотвратила раскол в пределах Белорусского Экзархата. Ныне перед Вами открывается новое, ответственное поле деятельности.

Благодарю Вас за понесенные труды в Белоруссии, молитвенно желаю Вам помощи Божией в предстоящих трудах на посту Ректора СПб Духовной академии и семинарии». В Белоруссии Владыка Константин показал себя таким выдающимся организатором и руководителем, который требовался в то время и для восстановления Духовных школ в Санкт-Петербурге, куда он впоследствии и был переведен.

Велико в Церкви значение власти. Епископа поставляет собственно Христос. Поэтому в Церкви все чины иерархии должны исполнять Волю поставившего их Христа. Как говорит Лев Тихомиров, «зависимость внешней церковной власти от власти божественной производит то, что при единении иерархии со Христом власть епископа огромна»5. И наделил Господь через повеление Патриарха Алексия II архиепископа Константина еще более важным служением и большей властью на должности Управляющего Курганской и Шадринской епархией (с 2008 г.). Сначала казалось, что произошло какое-то недоразумение: зачем человек, восстановивший и двенадцать лет возглавлявший Санкт-Петербургскую Духовную академию и семинарию, богослов, профессор, неутомимый церковно-общественный деятель, президент православной Межвузовской ассоциации «Покров», куда в настоящее время входит более 50-ти гражданских и военных вузов страны, председатель Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга, член нескольких академий, изымается из среды, где он был особенно значим и полезен для дела Церкви, и назначается в далекое Зауралье. И только теперь, в дни празднования всероссийского прославления преподобного Далмата Исетского, стало ясно, на какой важный для Русской Православной Церкви рубеж, на какое великое духовное дело был Божией волей поставлен Владыка Константин.

За пять лет своего служения в Зауралье ему удалось не только подготовить прославление преподобного Далмата Исетского, но и значительно преобразовать, восстановить, наполнить новой духовной жизнью всю Курганскую епархию. Одним из первых знаковых событий которой явилось перенесение в курганский Александро-Невский кафедральный собор частицы мощей святого благоверного князя Александра Невского из Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавры. Восстанавливаются монастыри. Поддерживается и фиксируется народное почитание священномученика Аркадия Боровского. Но самое главное, конечно же, усилия по прославлению Далмата Исетского, который пользовался такой народной любовью, и вера в его помощь была так велика, что он по праву вошел в Собор русских православных святых. Задолго до общецерковного прославления тысячи верующих собирались в Свято-Успенской обители, прикладывались к святым мощам, шли к святому источнику, из которого пил воду сам Далматушка. Преподобный Далмат почитается в народе как покровитель воинства, и перед отправкой в армию молодые люди приходят к его гробнице и просят заступничества в ратном труде.

Трудно перечислить все документы, необходимые сегодня для всероссийского прославления святого, невозможно в настоящей статье назвать все проведенные исследования, согласования, подтверждения, способствовавшие этому великому событию. И все-таки об основных мероприятиях, предшествовавших канонизации Сибирского молитвенника, сказать и радостно, и необходимо. Вот как сам архиепископ Константин вспоминал о них в благодарственном слове Владыкам Викентию и Дмитрию, присутствовавшим на празднике прославления: «Я вспоминаю события пятилетней давности, когда я был назначен в Курганскую епархию. Тогда меня поразило то, что Далмат Исетский еще не был прославлен, и я обратился к Владыкам, — тогда архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию и к Владыке Димитрию с просьбой официально документально засвидетельствовать факты почитания преподобного Далмата в их епархиях. Паломники из соседних областей: Челябинской, Тюменской, Свердловской, Оренбургской и других прибывают сюда постоянно, но для того, чтобы совершился акт общецерковного прославления, необходимо, чтобы архиереи засвидетельствовали это официально. Такие свидетельства и прислали Владыки. Я чрезвычайно благодарен и признателен Вам за это».

О прославлении преподобного Далмата невозможно говорить без упоминания его детища — Далматовского монастыря, некогда красивейшей духовной сокровищницы Зауралья, основательно разрушенного за годы богоборческой власти. Внимание современных властей всех уровней и местных жителей к монастырю и его основателю Владыка Константин сумел привлечь, организуя с первых месяцев своего пребывания в должности Управляющего Курганской епархией различные конференции, просветительские беседы, круглые столы. Так, накануне праздника прославления деятели культуры, ученые, духовенство, журналисты, представители общественных организаций стали участниками «круглого стола», посвященного теме возрождения Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря, который активно поборолся за выход в финал проекта «Россия–10».

В самом Даламатовском монастыре по благословению Владыки Константина впервые стали проводиться богословские конференции, выпускаются сборники научно-богословских статей. Так, в 2012 году Курганской епархией и Свято-Успенским Далматовским мужским монастырем с помощью правительства Курганской области и администрации Далматовского района выпущен содержательный сборник статей, подготовленных на основе докладов, прочитанных на церковно-исторической конференции «Свято-Успенский Далматовский монастырь — духовный центр Зауралья: история и современность», посвященный 20-летию возобновления в нем монашеской жизни. Сборник открывается приветственным словом участникам конференции Высокопреосвященнейшего Константина, архиепископа Курганского и Шадринского, приветствием Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Е. В. Кувайшева, приветствием губернатора Курганской области О. А. Богомолова. Во всех в них говорится об особом значении в истории России и духовной жизни Русской Православной Церкви Свято-Успенского Далматовского монастыря и о необходимости всероссийского почитания его основателя преподобного Далмата Исетского. Святыня Зауралья поминается на ежегодных Ильинских чтениях, в Александровские дни — на празднике, организованном по личной инициативе Владыки Константина и ставшем ежегодным.

Кульминационным событием современной истории монастыря можно считать встречу в храме Христа Спасителя архиепископа Константина и губернатора Курганской области О. А. Богомолова со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 2 декабря 2011 года. По результатам встречи Министерством культуры РФ принята программа, согласно которой из федерального бюджета выделено 50 млн руб. на изготовление проектной документации.

Действительно, и щемящим сердцем, и возмущающимся разумом понимаешь, что откладывать восстановление некогда красивейшего, а ныне лежащего почти в руинах монастыря больше нельзя. Возобновление в нем монашеской жизни — уже дает надежду не только на восстановление духовной жизни, но и на спасение всего архитектурного ансамбля, состоявшего когда-то из нескольких церквей и знаменитого Далматовского Духовного училища, среди выпускников которого много выдающихся, исторических личностей. Его окончил будущий настоятель Русской духовной миссии в Иерусалиме, известный ученый и церковный исследователь архимандрит Антонин (Капустин), 200 лет со дня рождения которого готовится отметить Курганская епархия 12 августа 2017 года. В этом училище учился изобретатель радио А. С. Попов; домашний учитель М. Ю. Лермонтова, поэт, профессор словесности А. Ф. Мерзляков; известный зауральский краевед, просветитель, археолог, писатель А. Н. Зырянов; полярный исследователь К. Д. Носилов и др. К сожалению, в зияющей оконными проемами облупившейся стене ничего не напоминает об этом замечательном учебном заведении.

Глядя на покосившиеся сторожевые башни монастыря-крепости, на облупившиеся стены пустых храмов, на груды битого кирпича, из которого были построены здешние строения, не верится, что монастырь может воссиять в прежней своей красоте. Но воссиял же великий праведник Зауральской земли, и праздник его всероссийского прославления не оставил никаких сомнений в том, что и для обители наступают благие времена. И много тому примет, да и усилиями братии обители во главе с игуменом Варнавой монастырь восстанавливается.

В статье, посвященной празднику всецерковного прославления Далмата Исетского, невозможно говорить только о самом дне праздника, который подготавливался с Божией помощью долгой, кропотливой работой многих людей, и священников, и мирян, под мудрым и вдохновенным руководством архиепископа Константина. Сам праздник стал своеобразным восклицательным знаком в многоплановом и сложном повествовании из современной жизни Русской Православной Церкви. Да и начался он загодя и не окончится в духовном понимании еще долго.

4 августа 2013 года, в день памяти Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины, Управляющий Курганской и Шадринской епархией архиепископ Константин возглавил Божественную Литургию в кафедральном соборе св. благоверного князя Александра Невского города Кургана. Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора. Накануне вечером Владыка совершил Всенощное Бдение в соборе. По окончании Богослужения Архипастырь напомнил всем о грядущем общецерковном праздновании памяти прославленного на архиерейском соборе святого Далмата Исетского.

Накануне празднования дня обретения мощей преподобного Далмата Исетского Чудотворца, 5 августа 2013 года, Управляющий Курганской и Шадринской епархией архиепископ Константин возглавил Всенощное бдение в Свято-Успенском Далматовском мужском монастыре. Его Высокопреосвященству сослужили члены епархиального совета, благочинные, руководители епархиальных отделов, клирики и насельники мужских и женских монастырей, настоятели приходов. За Богослужением пел клиросный хор студентов Екатеринбургской Православной Духовной семинарии.

Много, очень много православного народа из разных городов Зауралья прибыло в эти дни почтить память преподобного старца Далмата в монастырь. Заметно отличались паломники, шедшие почти неделю Крестными ходами из городов Кургана и Екатеринбурга. Их обожженные солнцем лица выражали такое торжество, такую благость, что радовались соучастные сердца, укреплялись души, открывшемуся истинному, глубинному значению сопричастности совершающемуся торжеству. Всенощная прошла в действующем Скорбященском храме монастыря, который вместил в себя более пятисот молящихся. По окончании Богослужения Владыка Константин поздравил всех собравшихся на общую молитву с праздником обретения мощей старца Далмата Исетского и отметил наградами потрудившихся над восстановлением жемчужины Зауральского края — Далматовского монастыря и способствовавших делу общецерковного прославления преподобного.

6 августа, в сам день обретения мощей преподобного Далмата, первый раз совершалось великое соборное Богослужение в Свято-Успенском Далматовском мужском монастыре. Торжественную Божественную литургию в день первого празднования общецерковного прославления святого Далмата Исетского возглавили: митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Викентий, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий и Управляющий Курганской и Шадринской епархией архиепископ Константин. Владыка Викентий после торжественного чина облачения по старшинству первым благословил обвитыми белыми розами дикирием и трикирием собравшихся. Проникновенный, древний чин омовения рук как будто соединил не века, но тысячелетия христианства. Слова Литургии Иоанна Златоуста, каждение, окропление святой водой казались в этот день особенными, никогда прежде так не чувствованными. В такт сердцебиения звучали слова «Мир всем», повторяемые многократно и убедительно архиепископом Константином.

Владыкам сослужило духовенство — более 40 священнослужителей. Храм в честь иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость» был переполнен паломниками и крестоходцами из Кургана, Екатеринбурга, Тюмени, насельниками мужских и женских монастырей. Плечом к плечу, как неколебимое воинство, стояли православные люди в еще неотреставрированном, сильно переполненном старинном храме, не обращая внимания ни на духоту, ни на тесноту, ни на продолжительность службы. Единым дыханием и слогом прозвучал Символ Веры. Очередь причастников оказалась так велика, что доходила до храмовых дверей. В пронзительной тишине, затаив дыхание, все слушали слова проповеди, в которой говорилось о величии монашеского подвига Далмата Исетского и о его значении для сегодняшней России и Русской Православной Церкви.

По окончании литургии состоялся праздничный Крестный ход с мощами преподобного Далмата. Подгоняемые живительными волнами ветра, обласканные нежаркими лучами солнца, бережно, как особую драгоценность, люди несли на руках раку с мощами заступника и чудотворца Зауральской Земли, и все вместе как будто шли к солнцу. И радостно было от осознания того, что к старцу Далмату прибегают за помощью люди из все более и более отдаленных от Кургана и Далматова монастыря русских городов и весей, а скоро поклонится и вся Россия.

Поздравить зауральцев и паломников прибыл губернатор Курганской области О. А. Богомолов, председатель Курганской областной Думы В. П. Хабаров. Чуть позже к празднику присоединился также епископ Барнаульский и Алтайский Сергий.

В завершение Богослужения архиепископ Константин поблагодарил прибывших на праздник архиереев и вручил им епархиальные награды в благодарность за содействие общецерковному прославлению преподобного Далмата: медали преподобного Далмата Исетского I степени, иконы преподобного с частицами его святых мощей и памятные подарки. Освящали происходящее торжество более двадцати теле- кино- фотооператоров и представителей СМИ.

В своем торжественном слове Правящий Владыка архиепископ Константин еще раз отметил, что «сегодняшнее торжество стало возможным после общецерковного прославления на Освященном Архиерейском соборе в Москве в храме Христа Спасителя 4 февраля 2013 года. Тогда решением Собора было принято постановление, чтобы имя преподобного Далмата Исетского разослать предстоятелям всех Православных Церквей для включения его имени в святцы. И вот сегодня, 6 августа, в день обретения мощей преподобного Далмата мы первый раз совершаем великое соборное Богослужение в присутствии наших дорогих гостей. Мы очень признательны Вам, дорогой Владыка Викентий, за то, что Вы приняли наше приглашение и доставили большую радость, возглавив Божественную литургию. Мы также всегда рады видеть здесь и Владыку Димитрия, по благословению которого был создан фильм о преподобном Далмате, и мы полагаем, что благодаря также и этому фильму преподобный Далмат Исетский и его обитель попадает в первые места в великом проекте “Россия–10”».

В ответном слове митрополит Викентий подчеркнул: «Мы всегда молились святому старцу Далмату в Екатеринбургской епархии, и сейчас, пребывая в Ташкентской епархии, мы также прибегаем в своих молитвах к его заступничеству. Хотел бы поблагодарить Владыку Константина за то, что именно ему Господь дозволил, а преподобный Далмат соизволил, чтобы именно Владыка Константин его прославил. Это имеет особое значение, поскольку не каждому архиерею дается такая честь, поэтому мы очень вас благодарим, дорогой Владыка, за ваши труды, которые вы несете на ниве Христовой, в украшении Православия в нашей Церкви, в умножении чад Божиих, и дай Бог, чтобы преподобный Далмат был вашим непосредственным помощником в ваших архипастырских трудах. А вам, дорогие братья и сестры, желаю, чтобы мы с вами притекали к святым мощам Преподобного почаще, обращались к нему в молитвах, и он, конечно, никогда не оставит наши просьбы тщетными. Дай Бог, чтобы этот монастырь, который преподобный Далмат дважды выстраивал заново, нашими трудами и его помощью возродился и процветал духовно и материально».

Архиепископ Димитрий в своем слове отметил, что «наши многие древние храмы и монастыри несут след духовного разорения, который оставил XX век. Вместе с тем мы видим и следы возрождения, материальная сторона которого еще ущербна, важнее для нас духовное пробуждение, духовный труд. Благодаря подвигу братии, молитвам пастырей и благочестивых паломников, поддержке и доброму отношению руководства региона из года в год будет преображаться видимая материальная сторона этой святой обители, в которой подвизался преподобный Далмат Исетский. Вы, дорогой Владыка, уже упомянули здесь о этапах всероссийского, общецерковного прославления, и когда на Ваш призыв я стал изучать этот вопрос, то увидел, что многие верующие почитают преподобного старца, прибегают к его святым мощам и болеют за обитель. Поэтому с легкой душой и радостью в сердце я принял малое свое участие в деле прославления преподобного Далмата. Его молитвами и предстательством, всех нас да укрепит Господь и поможет духовно нам утвердиться в вере Православной, и чрез это благоукрасится и наша жизнь в той мере, в которой мы укрепим свою веру».

«Храни вас всех Господь!», — заключил Владыка Димитрий.

Губернатор Курганской области также поздравил всех собравшихся со свершившимся в юбилейный для области год общецерковным прославлением преподобного Далмата: «Для нас зауральцев Далмат всегда останется в памяти как первый человек, который принес свет Православия на нашу землю, а его детище Свято-Успенский монастырь в XVIII веке стал центром духовного просвещения, культуры и экономической жизни Урала и Западной Сибири. Во многом благодаря Вам, Владыка Константин, вашим неустанным трудам, высокому авторитету в Московской Патриархии, Далмата Исетского будут знать верующие по всей России и прославлять его во всех храмах Русской Православной Церкви. Сейчас общецерковная канонизация Далмата налагает на всех нас еще большую ответственность, и совместными усилиями епархии, власти всех уровней, общественности, меценатов и просто неравнодушных людей мы должны сделать все, чтобы Далматовский монастырь снова стал основным центром духовной жизни, просвещения, культуры на нашей Земле. Неравнодушных людей, как мы видим по проекту “Россия–10”, немало, — почти 160 тысяч голосов граждан нашей страны поддерживают нашу святыню».

Председатель Курганской областной думы В. П. Хабаров от лица депутатов зачитал приветственный адрес, в котором говорилось: «Сегодня мы вспоминаем удивительного человека. Преподобный Далмат был образцом мудрости и высокой образованности, нравственности и любви к ближнему. Он также известен как замечательный дипломат и организатор, который основал первое русское поселение в Зауралье. Дав жизнь легендарному Свято-Успенскому Далматовскому монастырю, этот замечательный человек укрепил авторитет Русской Православной Церкви, подарил духовные силы людям для благих дел во имя родной земли. Это наше достояние. Нам его беречь и преумножать. Возрождая традиционные ценности и прославляя выдающихся земляков, Курганская и Шадринская епархия выступает в качестве настоящего духовного оплота».

В память об общецерковном прославлении преподобного Далмата губернатору и председателю областной Думы Владыка преподнес памятные архиерейские грамоты. Епархиальными медалями преп. Далмата Исетского были также награждены: глава Далматовского района А. В. Столбов, советник губернатора по патриотической работе В. В. Усманов, главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия» А. Д. Степанов, главный редактор журнала «Родная Ладога» А. Б. Ребров и заместитель главного редактора В. В. Ефимовская, предприниматели А. В. Шепелевич, А. В. Богрянцев, а также первый наместник Далматовского монастыря игумен Василий (Ожерельев). За подготовку праздничных мероприятий награждения епархиальными медалями были удостоены насельники Далматовского монастыря: иеромонах Иосиф (Бровкин) и эконом иеродиакон Софроний (Григорьев).

После храмового торжества состоялась праздничная трапеза и концерт, который подготовили местные артисты и авторы-исполнители. В ходе трапезы архиепископ Константин продолжил награждение клириков и мирян епархии, потрудившихся в подготовке прославления преподобного и помощи Далматовскому монастырю.

Конечно же, не за награды и почести, но во славу святого Далмата, во славу России, в рядах защитников которой пред Господом уже не одно столетие стоит преподобный, трудились все его земляки. Усилить их веру, направить волю, скоординировать действия был призван по Божиему промыслу архиерей, казалось бы, не имевший никакого отношения к этим краям. И все же много мистических аналогий можно найти в истории его архиерейского служения, вероятно, связанных с небесным покровительством равноапостольного царя Константина, на заре христианства вставшего на защиту христианских святынь. Владыка Константин уже в наши времена причастен к возвращению нескольких святынь, связанных с Санкт-Петербургом и Северо-Западным краем России: Чудотворного образа Тихвинской Божией Матери в Тихвинский монастырь (архиепископ Константин лично ввез в Санкт-Петербург на бронированном автомобиле Чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери), 10-летие события будет отмечаться в 2014 году; частицы мощей святого князя Александра Невского в кафедральный собор г. Кургана, носящий его имя. Так ведь и имя Далмат для Санкт-Петербурга, где многие годы служил Владыка Константин, — родное. Надо ли говорить, что главный храм города наречен в честь Исаакия Далматского, покровителя Петра I, в день памяти которого родился великий русский Царь. Как известно, преподобный Далмат служил в войске святого благоверного царя Феодосия Великого (379–395) и пользовался его уважением. Оставив мир, преподобный Далмат вместе с сыном, (так же и Далмат Исетский), ушел в обитель преподобного Исаакия, близ Константинополя. Преподобный Исаакий постриг отца и сына в иноческий чин, и оба они стали вести строгую подвижническую жизнь. Приближаясь к концу своей жизни, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого обитель стала называться Далматской.

Знаменателен и тот факт, что днем памяти Далмата Далматского считается 3 августа (а Далмата Исетского — 6 августа).

Не нам рассуждать о путях и аналогиях неисповедимых, но так заманчиво очертить единое духовное надвременное пространство: Константинополь, Санкт-Петербург, Далматово, да еще рядом Екатеринбург — место казни последнего Русского Царя и всей его Семьи. Получается сложная пространственная фигура вселенских размеров, в узловых точках которой сияют светильники нашей веры — Чудотворный образ Тихвинской Богоматери, Исаакий Далматский и Далмат Далматский, святой князь Александр Невский, Царь страстотерпец Николай II, Далмат Исетский. И только из космоса, наверное, можно увидеть в полноте геометрическую правильность и закономерность этой фигуры — духовного бастиона Православной веры. И восхититься его вечной красотой и мощью.

И тогда пустые стены разрушенных Далматовских монастырский строений, стоящие параллельно-наклонными рядами, покажутся неким несокрушимым каркасом, как мне подумалось, системой «прописей» — для нас сегодняшних, кто по этим «прописям» должен научиться выводить по духовным законам свое письмо, и написать почерком любви историю своей веры, и суметь пристроить свой дом к несокрушимому Божиему Дому на Камне. Да поможет нам в этом отче Далмате.

 

 


1    Христианство и наука. М., 2005. С. 245.
2    Добротолюбие. Избранное для мирян. М., 2002. С. 289.
3   Добротолюбие. Послание к Николаю иноку. Гл. 10.
4   Луг Духовный. Предисловие. Цит. по Л. А. Тихомиров. Религиозно-философские основы истории. М., Айрис-Пресс, 2004. С. 311.
5   Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М., Айрис-Пресс, 2004. С. 307.